Свежие новости

События

Команда из Самары совершила уникальный перелет через Арктику

Команда из Самары совершила уникальный перелет через Арктику

Самарский университет

Общая протяженность маршрута составила более 20 тыс. км

СМИ о Самарском университете
23.10.2018 1970-01-01
На исходе лета три легкомоторных самолета с семью пилотами и членами экипажа на борту приземлились на аэродроме в Красноярском районе.
Только сейчас, спустя время, когда немного улеглись эмоции, подготовлены первые материалы отчета, становится понятным, что у путешественников получился беспримерный маршрут. Совершен первый в истории кругосветный арктический перелет "Север ваш" на трех легкомоторных самолетах-амфибиях. Все машины спроектированы и изготовлены на самарской земле, в научно-производственном объединении "АэроВолга": два ЛА-8 и один Borey. А в команде — наши специалисты из уже упомянутого НПО, пилот из Франции и два космонавта-исследователя — Герой Советского Союза Олег Атьков (уроженец Самарской области) и Герой России Валерий Токарев.
За 43 дня путешественники пролетели над водами Северного Ледовитого океана и северными территориями России, американской Аляски, Канады, Гренландии, Исландии, Фарерских островов, Норвегии, Швеции и Финляндии. 150 часов в воздухе, общая протяженность маршрута 20 826 км, из них более 6 тысяч км над водой и сплошным битым льдом. У самолетов было около 40 взлетов и посадок по всей нитке маршрута. Причем аэропланы всегда летели на низких высотах, не более километра. То есть были хорошо видны все земли, горы, ледники, водные пространства. Проводились съемки, которые со временем, конечно же, станут документальным фильмом. Экспедиция благополучно завершилась там же, откуда стартовала, — на аэродроме в Красноярском районе.
— Это была не спонтанная идея. С тех пор как мы задумали экспедицию, прошло пять лет подготовки. Дорабатывали технику, собирали команду, решали массу вопросов по заброске топлива в точки посадок, по визам и разрешениям на проход в воздушных пространствах других государств, — рассказывает Олег Атьков. — Мы преследовали несколько целей.
Авиаконструкторы отрабатывали свои вопросы. Администратор ставил задачу заинтересовать российской техникой потенциальных покупателей за рубежом. У меня были подготовлены медико-биологическая программа и исследование психологии "малых групп в ограниченном пространстве". И, конечно же, перед всеми нами стояла цель пронести над Арктикой флаги России и самарского аэрокосмического вуза, бывшие выпускники которого и стали ядром экспедиции, спроектировали и создали эти самолеты.
Еще об одной задаче, которая и дала название экспедиции, говорит администратор — организатор перелета, председатель совета директоров НПО "АэроВолга", доктор технических наук, пилот-спортсмен Сергей Алафинов:
— Мы долго обсуждали название, и президент перелета, летчик-космонавт Валерий Токарев предложил "Север ваш". Думаю, что это правильно, ведь мы совершили свое путешествие в первую очередь, чтобы рассказать о нем всем вам — людям, которые стремятся познать нашу прекрасную землю, бескрайний Север. Чтобы большинство тех, кто хочет заниматься экстремальным туризмом, мог спокойно попасть в Бухту Провидения на Чукотке или в морские ворота Якутии — порт Тикси, в другие прекрасные места. Мы там побывали, сняли фильм и готовы поделиться всей информацией. Север — это как другая планета. Порой за шесть часов полета мы не видели признаков человеческой деятельности. Абсолютно девственная природа.
По поводу туристического освоения российских высокоширотных пространств наши путешественники сделали такие выводы:
Создание инфраструктуры северного туризма не сверхзатратно. Немного подработать взлетные полосы, привести в порядок местные гостиницы — и частная авиация уже может туда отправляться. Правда, есть пограничные препоны, сложно получить разрешения. Вся Арктика — это пограничная зона, туда без разрешения летать нельзя. Кроме Бухты Провидения, где в июне были сняты жесткие нормы. И туда сразу же пошел поток туристов. Но есть надежда, что с пограничной зоной вопрос будет решаться. В Канаде со сходным климатом тоже, кстати, не все медом намазано. И гостиницы там на Крайнем Севере более чем аскетичны, и интернет очень плохо работает.
Случались на маршруте и экстремальные ситуации. Связаны они были с суровыми погодными условиями и пограничными формальностями, а не с поломкой техники. Долго ждали разрешений на взлет в Канаде, Исландии, Финляндии. Но, несмотря на это, экспедиция в сроки уложилась.
Подробнее о том, как показала себя самарская техника, рассказал главный конструктор
"АэроВолги", пилот Дмитрий Суслаков:
— Самолеты, на которых мы летали, и построены, и полностью спроектированы здесь, в Самарской области. Это результат работы нашей кузницы кадров — Самарского университета. Все, что мы закладывали в машины, себя оправдало. В первую очередь это многократная надежность. Машины были спроектированы так, что в течение ста летных часов не надо было трогать ничего, только заливать топливо, проверять масло. Никакого технического обслуживания за сто часов полета — это новое слово в нашей авиации.
Виды на будущее
Что дальше? Задумано продолжение. В 2020 году будет отмечаться 200-летие открытия ледового континента русской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева. В честь этого планируется вторая часть самарского воздушного путешествия, захватывающего тропики и Антарктику. Команда уже занимается усовершенствованием самолетов под новые задачи.
Источник: sgpress.ru