Свежие новости

События

А правда, что космонавт - это волшебник?

А правда, что космонавт - это волшебник?

Самарский университет

В День науки участники конкурса "Азбука науки" задали вопросы Сергею Авдееву

Фестиваль "Азбука науки" абитуриентам Визиты Богатырев Владимир Авдеев Сергей
08.02.2019 2019-02-12
В пятницу, 8 февраля, в День российской науки в Самарском университете проходит финал VI конкурса детского научно-технического творчества "Азбука науки". В этом году он посвящен 85-летию Юрия Гагарина. Десятки школьников и дошкольников — самому младшему из которых четыре года — представили свои работы в четырех секциях: исторической, литературно-журналистской, научно-технической и "космический эксперимент". Оценивали результаты конкурса как эксперты Самарского университета, так и приглашенный гость — самарский космонавт, Герой России Сергей Авдеев.
Просветительский проект "№ 1 в мире" о первооткрывателях космоса представили ученицы тольяттинского лицея № 76 Ксения Киреева и Ульяна Глухова. "Неизведанное пространство космоса и его красота побудили нас рассказать своим сверстникам о людях, которые его осваивают", — рассказали девочки.
Степан Калашников из Самарского технического лицея презентовал устройство для смс-оповещения и управления системой климат-контроля. "Для меня наука — это возможность создавать новые вещи, полезные в быту", — отметил юный изобретатель.
Систему для выделения пешехода среди остальных участников дорожного движения изобрел ученик самарской школы № 42 Иван Внуков. "Умная одежда" снабжена светодиодной лентой, которая загорается при переходе человеком проезжей части.
Самарские школьники Арина и Владимир Гузевы предложили модель космического мусоросборщика и модель биологического отсека для станций межпланетных перелетов. "Мой аппарат будет собирать космический мусор, затем он — и собранные обломки — сгорит в верхних слоях атмосферы", — рассказала Арина. Ее брат работает над биомодулем: "Я хочу создать такие условия на космическом корабле, которые помогут выращивать в космосе растения".
Участники и победители конкурса в этот день могли задать вопросы космонавту Сергею Авдееву. Сергей Васильевич родился в Чапаевске, после окончания МИФИ работал в НПО "Энергия". За время трех космических миссий он провел в космосе 747 суток 14 часов 14 минут. На встрече со школьниками космонавт рассказал о своей работе на орбитальной станции "Мир". Дети с интересом слушали и задавали вопросы. Порой, нетривиальные.
"А правда, что космонавт — это волшебник?" — спросила девочка из зала.
Сергей Авдеев, улыбаясь, ответил: "Отчасти, это так. Не зря физику называют наукой о будущем. Так, зная физические законы и применяя расчеты, я могу с уверенностью сказать, где будет расположен объект даже через секунду".
В этот же день состоялась встреча Сергея Авдеева с врио ректора Самарского университета Владимиром Богатыревым. Они обсудили вопросы, которые касались образовательной деятельности. Космонавт предложил Самарскому университету принять активное участие в ряде проектов. 
Так, Сергей Васильевич отметил, что учебный аэродром университета, где сосредоточены уникальные образцы отечественной авиатехники, можно превратить в международный центр притяжения туристов: "Ту-144 фактически уже является мировым культурным наследием. Если он будет признан памятником UNESCO, это позволит привлечь средства на ремонт техники и организацию самого музея". 
Также космонавт предложил университету стать соорганизатором форума проекта российских энтузиастов космонавтики "Марс-2030″ в Самаре под лозунгом: "Megascience in space". 
Сергей Авдеев подчеркнул и тот факт, что Самарский университет обладает признанными компетенциями в области космического аппаратостроения — создании нано- и микроспутников: "Считаю, что вы можете предложить другим странам проекты по сборке и запуску студенческих и школьных наноспутников. Это найдет отклик в развивающихся странах и откроет им дорогу в космос". 
Подтверждая готовность университета действовать в этом направлении, Владимир Богатырев рассказал гостю о работе вуза в этой сфере с подкомитетом по космосу ООН: "В 2017 году на базе университета мы провели практикум ООН по формированию человеческого потенциала в области космических технологий. Это привлекло к нам внимание развивающихся экономик. С рядом стран уже заключены договоры о международном сотрудничестве. По этим договорам уже прошли обучение несколько молодых ученых из Шри-Ланки и Нигерии. Считаем, что в ближайшее время наши ученые смогут консультировать развивающиеся страны по разработке собственных космических программ". 
Анна Зимина