федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Скончался советский авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов

Скончался советский авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов

Самарский университет

Почетный доктор Самарского университета сделал многое для развития авиационного направления вуза

сотруднику почетный доктор
29.04.2019 2019-04-30
Ректорат и коллектив Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева выражают соболезнования родным и близким выдающегося ученого Генриха Васильевича Новожилова.  Дважды Герой Социалистического Труда, почетный генеральный конструктор авиационного комплекса имени Ильюшина, создатель легендарного самолета Ил-76, почетный доктор вуза Генрих Васильевич скончался в воскресенье на 94-м году жизни.
Генрих Васильевич связал свою жизнь с авиацией в 1942 году, поступив на подготовительное отделение МАИ. А в 1948-м пришёл в ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина на преддипломную практику. В этом ОКБ существовало правило – студентов там зачисляли в штат, и Генрих Васильевич, ещё не защитившись, уже трудился инженером-конструктором. Ил-14, Ил-28, Ил-46, Ил-54... Ил-54 строил уже, между прочим, в качестве ведущего по сборке фюзеляжа, а затем вёл лётные испытания. Самолёт и впрямь был cильный. Околозвуковая скорость, высота – 4750 м, дальность – 2750 км, максимальный бомбовый груз – 5000 кг. Боевые задачи способен был выполнять днём и ночью в любых метеорологических условиях. И применять его можно было не только как бомбардировщик, но и как торпедоносец высотного и низкого торпедометания, фоторазведчик, учебный самолёт. Чтобы создать такую машину, нужно было решить очень сложные технические задачи, и они были решены. Самолёт успешно прошёл лётные испытания. 
Затем был заместителем главного конструктора пассажирского Ил-18. Ильюшин поручил ему организовать эксплуатацию этих машин в Аэрофлоте. Опыт был тяжким – Генриху Васильевичу приходилось участвовать в работе аварийных комиссий. Но он считает, что без этого опыта не было бы генерального конструктора Новожилова. Шесть лет занимался «восемнадцатым». В 1964 году получил повышение по службе (стал первым замом генерального) и новое поручение: провести лётные испытания и запустить в серию дальний магистральный лайнер Ил-62. И провёл, и запустил. Лайнер приобрёл всемирную известность, Новожилов стал лауреатом Ленинской премии. – ...и возглавил ОКБ. – По рекомендации Сергея Владимировича Ильюшина, который в связи с болезнью сложил с себя в семидесятом году обязанности руководителя. Было Новожилову тогда всего лишь 45! Сорок пять, а он уже – генеральный конструктор, продолжает начатое Ильюшиным дело, и как продолжает! Первый отечественный реактивный транспортный самолёт Ил-76. Уникальная машина! По сей день используется в военно-транспортной авиации, МЧС и гражданских авиакомпаниях. Первый отечественный широкофюзеляжный самолёт Ил-86 на 350 пассажирских мест. Более 20 лет безаварийной эксплуатации! Дальний магистральный самолёт Ил-96 на 300 мест. Тоже два десятка лет эксплуатируется. И у нас, и за рубежом. И только в Аэрофлоте налетал более 30000 часов. Дальний транспортный самолёт Ил-96Т с американскими двигателями PW и авионикой фирмы «Collins». Целое семейство самолётов для местных линий – Ил-114, Ил-114-100, Ил-114Т. Лёгкая многоцелевая машина Ил-103, которую используют в нашей стране и широко экспортируют. Все эти машины созданы под непосредственным руководством Генриха Васильевича, отличаются оригинальными конструкторскими решениями, 412 Почётные доктора сгау 413 Ю. В. Гуляев и как результат – избрание Новожилова действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Вообще область его научного интереса широчайшая – аэродинамика, надёжность сложных конструкций, новые технологии производства машин и механизмов. И около 150 изобретений, защищённых патентами. Большой учёный. Настоящий творец. И человек замечательный.
Генриха Васильевича Новожилова многое связывало с Куйбышевым (Самарой) как в совместной работе с Николаем Дмитриевичем Кузнецовым над двигателями для Илов, так и в сотрудничестве с Куйбышевским авиационным университетом, а позже Самарским университетом. Академик и авиаконструктор читал лекции, участвовал в организации и проведении конференций по самолётостроению и двигателестроению, выступал оппонентом на защите диссертаций. Как большой специалист в области самолётостроения, неоднократно был главным рецензентом при получении премий Совета министров СССР (по полиуретану), Правительства РФ (по демпфирующим материалам), премии Российской академии наук (премия А.Н. Туполева) сотрудниками КуАИ и СГАУ.
Будучи почетным доктором с 2006 года Генрих Новожилов внес существенный вклад в развитие научно-образовательной деятельности Самарского университета в сфере авиации и двигателестроения. Поддерживал университет в каждом из конкурсов - сначала на статус национального исследовательского университета, а затем и в проекте “5-100”, он верил в потенциал самарского вуза и его готовность решать самые амбициозные задачи.