Ректорат и коллектив Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева выражают соболезнования родным и близким выдающегося ученого Генриха Васильевича Новожилова. Дважды Герой Социалистического Труда, почетный генеральный конструктор авиационного комплекса имени Ильюшина, создатель легендарного самолета Ил-76, почетный доктор вуза Генрих Васильевич скончался в воскресенье на 94-м году жизни.
Генрих Васильевич связал свою жизнь с авиацией в 1942 году, поступив на подготовительное отделение МАИ. А в 1948-м пришёл в ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина на преддипломную практику. В этом ОКБ существовало правило – студентов там зачисляли в штат, и Генрих Васильевич, ещё не защитившись, уже трудился инженером-конструктором. Ил-14, Ил-28, Ил-46, Ил-54... Ил-54 строил уже, между прочим, в качестве ведущего по сборке фюзеляжа, а затем вёл лётные испытания. Самолёт и впрямь был cильный. Околозвуковая скорость, высота – 4750 м, дальность – 2750 км, максимальный бомбовый груз – 5000 кг. Боевые задачи способен был выполнять днём и ночью в любых метеорологических условиях. И применять его можно было не только как бомбардировщик, но и как торпедоносец высотного и низкого торпедометания, фоторазведчик, учебный самолёт. Чтобы создать такую машину, нужно было решить очень сложные технические задачи, и они были решены. Самолёт успешно прошёл лётные испытания.
Затем был заместителем главного конструктора пассажирского Ил-18. Ильюшин поручил ему организовать эксплуатацию этих машин в Аэрофлоте. Опыт был тяжким – Генриху Васильевичу приходилось участвовать в работе аварийных комиссий. Но он считает, что без этого опыта не было бы генерального конструктора Новожилова. Шесть лет занимался «восемнадцатым». В 1964 году получил повышение по службе (стал первым замом генерального) и новое поручение: провести лётные испытания и запустить в серию дальний магистральный лайнер Ил-62. И провёл, и запустил. Лайнер приобрёл всемирную известность, Новожилов стал лауреатом Ленинской премии. – ...и возглавил ОКБ. – По рекомендации Сергея Владимировича Ильюшина, который в связи с болезнью сложил с себя в семидесятом году обязанности руководителя. Было Новожилову тогда всего лишь 45! Сорок пять, а он уже – генеральный конструктор, продолжает начатое Ильюшиным дело, и как продолжает! Первый отечественный реактивный транспортный самолёт Ил-76. Уникальная машина! По сей день используется в военно-транспортной авиации, МЧС и гражданских авиакомпаниях. Первый отечественный широкофюзеляжный самолёт Ил-86 на 350 пассажирских мест. Более 20 лет безаварийной эксплуатации! Дальний магистральный самолёт Ил-96 на 300 мест. Тоже два десятка лет эксплуатируется. И у нас, и за рубежом. И только в Аэрофлоте налетал более 30000 часов. Дальний транспортный самолёт Ил-96Т с американскими двигателями PW и авионикой фирмы «Collins». Целое семейство самолётов для местных линий – Ил-114, Ил-114-100, Ил-114Т. Лёгкая многоцелевая машина Ил-103, которую используют в нашей стране и широко экспортируют. Все эти машины созданы под непосредственным руководством Генриха Васильевича, отличаются оригинальными конструкторскими решениями, 412 Почётные доктора сгау 413 Ю. В. Гуляев и как результат – избрание Новожилова действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Вообще область его научного интереса широчайшая – аэродинамика, надёжность сложных конструкций, новые технологии производства машин и механизмов. И около 150 изобретений, защищённых патентами. Большой учёный. Настоящий творец. И человек замечательный.
Генриха Васильевича Новожилова многое связывало с Куйбышевым (Самарой) как в совместной работе с Николаем Дмитриевичем Кузнецовым над двигателями для Илов, так и в сотрудничестве с Куйбышевским авиационным университетом, а позже Самарским университетом. Академик и авиаконструктор читал лекции, участвовал в организации и проведении конференций по самолётостроению и двигателестроению, выступал оппонентом на защите диссертаций. Как большой специалист в области самолётостроения, неоднократно был главным рецензентом при получении премий Совета министров СССР (по полиуретану), Правительства РФ (по демпфирующим материалам), премии Российской академии наук (премия А.Н. Туполева) сотрудниками КуАИ и СГАУ.
Будучи почетным доктором с 2006 года Генрих Новожилов внес существенный вклад в развитие научно-образовательной деятельности Самарского университета в сфере авиации и двигателестроения. Поддерживал университет в каждом из конкурсов - сначала на статус национального исследовательского университета, а затем и в проекте “5-100”, он верил в потенциал самарского вуза и его готовность решать самые амбициозные задачи.