Представители гоночной команды Самарского университета "Формула Студент" учились разрабатывать и проектировать умные мобили в ходе летней школы по тематике Smart Vehicles, которая проходила в Пекинском технологическом институте (Beijing Institute of Technology — BIT).
Самарский университет представили студенты группы 2407-240502D Николай Золенко и Петр Солдатов. Руководитель гоночной команды "Формула Студент" — Илья Коломин.
Летняя Школа, посвященная возрождению Шелкового Пути (Belt and Road Summer School), в этом году обрела специфику изучения технологических инноваций, получила название "Умные транспортные средства" и была связана с электромобилям, автомобилям с гибридными двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Илья Коломин отметил интенсивность занятий школы: "Организаторы из BIT включили в программу лекционные, практические занятия, экскурсии по кампусам BIT, посещение автомобильных заводов, спортивные и культурные мероприятия для участников школы.
Как руководитель гоночной команды нашего университета — с большим интересом посетил боксы Formula Student BIT. Нужно отметить, что нарабатываемые материалы по направлению "Формула Студент" могут быть использованы в качестве курсовых и выпускных работ студентов — членов гоночной команды. Рассчитываю на то, что уже в новом учебном году при поддержке руководства Самарского университета удастся реализовать данную идею "проектного обучения" по направлению, связанному с деятельностью гоночной команды Формула Студент".
О поездке рассказывает Петр Солдатов:
В мае 2019 года я узнал о возможности пройти летнюю практику в Пекинском технологическом институте (BIT) на базе организованной им летней школы. Я не мог ее упустить, так как помимо интересной лично для меня тематики школы "Умное транспортное средство", я всегда мечтал посетить такую экзотическую и загадочную страну как Китай и ее культурный и исторический центр — город Пекин.
Первый день и теоретический курс
После знакомства с территорией кампуса и обеда, состоящего из традиционной китайской кухни, мы направились на нашу первую лекцию в рамках этой летней школы.
Теоретическая часть курса была разбита на 7 лекций, каждая из которых давала представлении об одном из аспектов, связанных с умным автомобилем. Также иностранным студентам была прочитана еще одна лекция по истории и культуре Китая.
Практические занятия
Практические занятия можно условно разделить на 3 части:
Первая и наиболее объемная по времени — это сборка и программирование прототипа умного автомобиля. Для нашей команды из 4 человек это было очень интересной и непростой задачей, к которой мы отнеслись с большим энтузиазмом, в итоге справившись с ней на отлично: наша "машинка" заняла первое место в номинации "Автономная навигация умного транспортного средства".
Вторая часть практических занятий включала в себя разбор и сборку трансмиссии и четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания с подробным изучением его элементов. Это было очень полезно для меня, так как ДВС — моя специальность и его рассмотрение со всех возможных ракурсов очень пригодится мне в будущей профессии.
К третьей части практических занятий я хочу отнести посещение интеллектуального центра по отслеживанию всех зарегистрированных электромобилей, музей BIT и ангара гоночной команды института, что стало для нас ценным опытом с точки зрения организации рабочего процесса и некоторых конструкторских наработок.
Посещение заводов
Составить достаточно полное впечатление об умном транспортном средстве невозможно, не увидев, как оно производится, поэтому в программу летней школы входило посещение BAIC — компании специализирующейся на производстве электромобилей и Great Wall Motors — одного из крупнейших автомобильных концернов в Китае.
Экскурсия по BAIC началась с приветственной речи директора одного из департаментов, в которой он подчеркнул неуклонный рост числа электромобилей на улицах китайских городов, что связано, как и с особыми привилегиями по отношению к подобным автомобилям со стороны законодательства, так и с более суровым налогообложением "неэкологичных" транспортных средств. Затем мы направились в выставочный центр, в котором смогли во всей красе рассмотреть продукцию компании и ее последние разработки.
Посещение Great Wall Motors для меня было интересно тем, что помимо презентации и посещения выставочного центра, нам продемонстрировали производство автомобиля на конвейере и изготовление отдельных частей двигателя в специализированных цехах.
Культурный тур
Помимо теоретических и практических занятий летняя школа давала возможность окунуться в культуру Китая и понять, как многовековые традиции сочетаются с современностью.
Во время первой выездной экскурсии, мы посетили Великую Китайскую Стену, которая произвела на меня неизгладимое впечатление своей протяженностью и расположением в труднодоступной горной местности. Даже пройти по малому, сначала уходящему в горы, а затем возвращающемуся на равнину участку стены стало для меня серьезным испытанием, что уж говорить о сложности возведения защитного сооружения такого масштаба.
Тем же днем мы увидели огромный олимпийский комплекс с обзорной площадкой на крыше главного стадиона, с которой открывается шикарный вид на центр города.
Во время следующей экскурсии нам посчастливилось увидеть исток китайской цивилизации — Запретный город, который на протяжении многих веков, вплоть до 1912 года, служил местом проживания императора и его семьи, а также являлся церемониальным и политическим центром китайского правительства.
После обеда мы отправились в летнюю резиденцию императора, которая представляет из себя шикарный парк с огромным озером посередине.
На ряду с экскурсионной программой у нас проводились занятия по китайской каллиграфии, которая, на практике, оказалось очень умиротворяющим, приводящим в равновесие чувства и мысли.
Летняя школа в Пекинском технологическом институте стала для меня одним из самых ярких и запоминающихся приключений в моей жизни. За эти 2 недели я обрел много новых друзей по всему земному шару, окунулся в самобытную культуру Китая, а также приобрел много новых знаний, которые, несомненно, пригодятся мне в будущей профессии.
Незабываемая атмосфера Китая, созданная не в последнюю очередь благодаря организаторам летней школы, запала мне в душу. Я надеюсь, что в будущем смогу посетить эту зачаровывающую страну вновь.