федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Талант зажечь других

Талант зажечь других

Самарский университет

Масштаб личности Виктора Лукачёва был потрясающим

Лукачёв Виктор Комаров Валерий юбилей история университета бортжурнал студенту сотруднику кафедра конструкции и проектирования летательных аппаратов НОЦ авиационных конструкций
06.04.2020 1970-01-01
Валерий Комаров, профессор кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов, директор научно-образовательного центра авиационных конструкций
— Помню Виктора Павловича Лукачёва гордым, целеустремленным, волевым человеком. Сейчас, спустя годы после совместной работы, я бы добавил — мудрым. Мудрость его проявлялась прежде всего в подборе кадров и в постоянной заботе об их развитии и, скажу казенное слово, эффективном использовании. Лукачёв и его семья оказали на мою судьбу огромное влияние. Расскажу только о нескольких ключевых моментах. Мы жили по соседству. Пришло время поступать в институт. Школу я окончил с медалью, но в то время вступительные экзамены сдавали все. И вот на экзамене по математике Нина Александровна Кожевникова, жена Виктора Павловича, подходит к моему столику и говорит: "Тебе досталась простенькая задача. Вот задача поинтереснее. Попробуй ее решить". Задача оказалась очень сложной, и я в условиях экзамена решил ее с большим трудом. И так было дальше все время: жизнь и КуАИ подбрасывали мне задачки повышенной сложности. Вскоре после окончания института мне удалось участвовать в разработке самолета Ту-144, и я довольно быстро написал новаторскую диссертацию. Оппоненты высказались за то, что ее следует несколько развить и защищать как докторскую. Лукачёв узнал об этом и стал жестко давить на меня: "Рви работу пополам. Защищай первую часть как кандидатскую, а вторую дополнишь и защитишь как докторскую". Мне было очень жалко оформительских трудов и, смешно сказать, хорошей финской бумаги, которая тогда была дефицитом. Я попросил Виктора Павловича разрешить мне защищать написанную работу как можно скорее и заверил, что новую докторскую напишу очень быстро. Но наука не стоит на месте. Стали появляться публикации других авторов в области моих достижений. У меня был ряд новых результатов, но композиция докторской работы как-то не складывалась. Лукачёв вызвал меня. Напомнил о моих обязательствах и сказал: "Отправляйся в отпуск на год. Вот тебе два смотровых ордера на трехкомнатные квартиры. Выбирай, но чтобы в конце отпуска появилась диссертация". Доктора наук были остро нужны институту для создания докторского диссертационного совета и ускорения подготовки собственных докторов. Тогда мы жили в однокомнатной квартире, и у нас родился второй ребенок. В ночных размышлениях у меня быстро сложилась в голове композиция будущей работы, утром я пошел к Лукачёву, чтобы сказать, что принимаю его условия. Через год диссертация была написана. Началась работа с оппонентами, состоялась и непростая, но успешная защита в Московском авиационном институте. Вскоре после защиты мои коллеги, молодые доктора Владимир Андреевич Виттих и Виктор Александрович Сойфер предложили мне организовать и возглавить кафедру автоматизации проектирования, что, в общем, вполне соответствовало моим интересам и квалификации. Но здесь опять мою судьбу крепко взял в свои руки ректор. Он пригласил меня для беседы в форме прогулки около первого корпуса КуАИ (была золотая осень) с ним и секретарем парткома Федором Прокофьевичем Урывским. Они спокойно и аргументированно убедили меня в том, что делать этого не нужно, а нужно готовиться к заведованию "титульной" кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов. Так вскоре и произошло. 
Далее последовало строительство отдельного корпуса кафедры с огромной лабораторией авиационных конструкций и создание в нем вузовского вычислительного центра. На протяжении нескольких напряженных и созидательных лет я встречался с Виктором Павловичем ежедневно во время строительных оперативок — шло создание кампуса на территории около ботанического сада. Интересно и поучительно было наблюдать стиль работы этого талантливого и могучего человека. 
Хочу рассказать еще об одном эпизоде в истории КуАИ, в котором проявилась широта личности Лукачёва. В конце 70-х годов прошлого века в сообществе ученых, которые активно работали в новой области науки — автоматизированном проектировании, сложилась группа профессоров, которые констатировали недостаточные темпы экономического развития страны и пытались найти пути выхода из прогнозируемого экономического кризиса. Возглавлял эту группу Александр Иванович Половинкин. Он выдвинул идею организации в ряде ведущих вузов подготовки инженерной элиты по специальной системе ЦИПС (Целевая Интенсивная Подготовка Специалистов). По тем временам идея эта была не в полной мере политкорректна. Мы рассказали о ней министру образования РСФСР академику Ивану Филипповичу Образцову. Он горячо поддержал идею ЦИПС и предложил членам инициативной группы обсудить ее с ректорами своих вузов. Сразу после встречи с министром я попросил у Лукачёва аудиенции. Я подробно рассказал ему об инициативной группе, целях и задачах системы ЦИПС. Ректор слушал очень внимательно. Задал несколько вопросов и глубоко задумался. Потом сказал свое обычное "добре, надо подумать". Мне показалось, что этот опытный, успешный руководитель мгновенно оценил актуальность и смелость идеи, плюсы и минусы отбора наиболее способных студентов в отдельные группы, сложность реализации и многое другое. По заданным вопросам мне почудилась некоторая ревность к тому, что инициативная группа напрямую вышла на министра. Впрочем, возможно, я ошибаюсь. Тем не менее уже через несколько дней Лукачёв принял решение об участии нашего института в эксперименте. Было срочно собрано совещание проректоров и деканов, и работа закипела. ЦИПС дал стране очень много полезного. Несколько лет подряд выпускники ЦИПС направлялись на Ульяновский авиационный завод. Они внесли заметный вклад в создание гигантского транспортного самолета Ан-124. Многие выпускники ЦИПС успешно вписались в экономику новой России. Главное в этой истории то, что ученик Лукачёва предложил ему, учителю, сложную задачу, а он без проявления амбиций принял ее к решению, исходя прежде всего из государственных интересов.