Валентин Павлов, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой сопротивления материалов Самарского университета
— Моя судьба неразделима с судьбой комсомольской организации Куйбышевского авиационного института в 1963-1970 годы. Поступил в КуАИ в 1961 году, сразу же активно включился в общественную работу. Безусловно, на меня огромное влияние оказал ректор Виктор Павлович Лукачев. Именно он, мой наставник по партийной линии, сформировал и закрепил у меня важные качества и жизненные принципы: уважительное отношение к окружающим людям, целеустремленность, убежденность во взглядах, требовательность, исполнительность, постоянное стремление к профессиональному росту. Знаете, всегда, когда прохожу мимо памятной доски нашего корпуса на Молодогвардейской, мысленно здороваюсь с ним и кланяюсь. Оглядываясь назад, понимаю, что именно он "запрограммировал" мою карьеру, определил ее этапы, как, впрочем, сотен других студентов, которых он разглядел, выделил, проверил и выдвинул на ответственные участки работы для КуАИ. С 1963 по 1966 годы я избирался членом, а затем секретарем бюро ВЛКСМ 2-го факультета. В 1966 году — заместителем секретаря комитета ВЛКСМ института, а затем и его секретарем. Одновременно представлял вузовский комсомол в бюро ВЛКСМ Ленинского района (1967-1971). Четыре года был членом Куйбышевского горкома ВЛКСМ, членом ревизионной комиссии обкома комсомола. Одновременно с большой работой на выборных должностях на протяжении всей учебы активно участвовал в стройотрядовском движении: 1965 г. — комиссар отряда, работавшего в Казахстане, 1966 г. — командир отряда, работавшего в Иркутской области, 1967 г. — комиссар отряда, работавшего в Тюменской области, 1976 г. — командир Тувинского областного ССО. Так что с Виктором Павловичем приходилось общаться очень плотно, и объезжая вместе стройотряды, работавшие в области, и потом в дальнейшем в совместных командировках в Москву.
Поражали его работоспособность, умение открывать двери самых высоких кабинетов, талант досконально вникать в мелочи, добиваться результата. Лукачев ездил в Москву всегда на самолете. Мог утром улететь, а вечером прилететь в Куйбышев — и опять в вуз. Как в соседнюю комнату вышел, поработал и вернулся.
Думаю, для вас не секрет что он был демократичным руководителем, но вот что важно: его опорой была молодежь, студенты. Их он всегда очень внимательно слушал, заботился. Представляете себе: сидит Виктор Павлович в ректорском кабинете, работает, а к нему, отодвигая изумленного секретаря, проходят студенты. Лукачев принимает их. Если занят, вежливо сообщает, что сам к ним обязательно зайдет. И приходит. Сам! Было у него и такое правило — раз в семестр собирать студентов и спрашивать их о проблемах, как в быту, так и в учебе. Конечно, в любом коллективе, особенно творческом, не бывает без конфликтов. Но Лукачев конфликтовать умел конструктивно, грамотно. И никогда не держал камня за пазухой. А если вдруг обнаруживал, что кто-то заподозрил в нем такое — яростно, искренне, от всей души изумлялся и начинал объяснять логику своих поступков. Мне до сих пор неловко, совестно перед ним за одну историю. Так, на каком-то этапе он активно стал продвигать меня на работу в обком партии. Представляете, сам отказывается идти вторым секретарем по идеологии, а меня сватает! Однажды я не выдержал и сказанул: "Вы, Виктор Павлович, от меня избавиться хотите?" Он был в шоке: "Да как ты мог об этом подумать?! Я просто хочу, чтобы в обкоме был наш человек!" Вот так, искренне, открыто поговорили, и я остался в вузе. Самым большим грехом Лукачев считал предательство интересов КуАИ, профессии, науки.