федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Ушли в онлайн, но запускать ракеты интереснее "вживую"

Ушли в онлайн, но запускать ракеты интереснее "вживую"

Самарский университет

Рассказ об опыте организации профориентационной работы в условиях дистанционного обучения

Интервью противодействие COVID-19 Полет (газета) Старинова Ольга институт ракетно-космической техники Молодежная аэрокосмическая школа сотруднику студенту абитуриентам бортжурнал
10.06.2020 2020-06-15
Преподаватели университета работают в дистанционном формате не только со студентами. Так, на удалённый режим перешла и молодёжная аэрокосмическая школа. О прекращении занятий речь даже не шла. Опытом делится директор МАШ Ольга Старинова.

Школа – это некоммерческая организация дополнительного образования, где мы пытаемся привить детям интерес к астрономии, космонавтике, инженерным наукам. В очном режиме мы вели три курса – космонавтика, астрономия, основы автоматизированного проектирования. Ходили на экскурсии по лабораториям университета, аэрокосмическим предприятиям города, проводили конференции школьников города и области, слушали лекции преподавателей­энтузиастов, на практических занятиях запускали водяные ракеты, а вечерами устраивали астрономические "тротуарки". И вот почти вся эта активность стала недоступной.

Конечно, частично мы к режиму самоизоляции были готовы. Так получилось, что в начале года один из преподавателей школы уехал на несколько месяцев в "Артек" работать в образовательной лаборатории "Ракетостроение", которую создал и поддерживает наш университет. Поэтому к марту он уже научился читать, а наши ребята слушать лекции на удалёнке. Правда, собирались мы все в нашей любимой аудитории в университете, транслировали лекцию на экран, задавали вопросы, обсуждали с лектором перспективы космических проектов.

Благодаря отлаженной организационной части, которая всегда велась через группу школы во "Вконтакте", мы продолжили собирать народ, принимать заявки и работы школьников на участие в конференции, объявлять темы интеллектуальных игр.

Первое время мы пытались вести трансляции лекций из аудиторий университета. Это было весело, но затратно, да и оборудование вскоре было задействовано под съёмку онлайн­лекций. В результате всё же полностью ушли на дистанционную форму с трансляцией презентаций и видео на платформе bbb. Вопросы школьники задают в чате или с помощью микрофона.

В начале апреля провели научную конференцию. По­моему, она удалась лучше других занятий. Мы увидели запись экспериментов, трансляции экранов с вычислениями, доклады с презентациями. Вопросы опять же в чате. Выбирали победителей всей школой методом тайного голосования. Поздравляли в группе – салютом. Грамоты и дипломы разослали в виде сканов. Единственное, что огорчило детей – невозможность получить сувениры, которые мы обычно готовим для всех участников конференции. Может, кто­нибудь придумает, как это сделать? Ну не по почте же значки, книжки и открытки посылать!

После конференции начали было опять лекции читать, но поняли, что школьники устали. Народу собиралось все меньше, всем хотелось чего­то новенького. Мы решили дать ребятам доступ к презентации следующей лекции заранее и попросили написать своё мнение, вопросы, пожелания. Добавить или убрать слайды, интересные рисунки и видео. Такая форма всем понравилась. Сначала мы неделю "курочим" лекцию, а потом в субботу наслаждаемся результатом. Видимо, желание кого­нибудь поправить есть не только у учителей, но и у школьников.

В общем, мне кажется, справляемся. Жаль только нет выездных весенних занятий в "ночное" на большой телескоп и запусков ракет. Всё­таки онлайн не почувствуешь тяжесть и холод метрового телескопа, не увидишь, как быстро бежит по ночному небу Луна, не обольёшься фонтаном брызг при старте ракеты. Это такое веселье! Мы с нетерпением ждём завершения режима самоизоляции.