В 2020 году практика для студентов 13 курсов института авиационной техники началась только 3 августа. Но и этого времени хватило, чтобы закрепить теоретические знания проводя лабораторные работы непосредственно на том типе техники, которую изучали весь учебный год.
На учебном аэродроме сохраняется добрая традиция. Каждое лето студенты не только наращивают свои знания, но и помогают сотрудникам "оживлять" летательные аппараты. Так, с помощью студентов в 2020 году проводилась диагностика топливной системы вспомогательной силовой установки Та6А на Ту144, велись работы по восстановлению салона вертолёта Ми2, а также выполнялись работы по ремонту силовой установки и несущей системы вертолёта. Также со студентами проводилась отработка гидравлической системы Як42, с помощью которой осуществлялась уборка и выпуск шасси и механизации самолёта.
То есть сотрудники учебного аэродрома не только следят за внешним видом техники, но и сохраняют её в работоспособном состоянии. И гости увидели и услышали, как и с помощью чего поднимаются в небо самолёты.
Як42
Первым гостей встречал самолёт Як42. Студенты-механики помогали с опробованием силовой установки. Они подключили наземное оборудование для обеспечения успешного запуска двигателя Д36. Кроме того, сотрудники аэродрома продемонстрировали работу механизации крыла. А для демонстрации выпуска и уборки шасси на глазах посетителей 4 гидравлических подъёмника оторвали самолёт от земли, последовала команда из кабины – "От шасси!", и колёса спрятались в нишах.
Ан2
А посетителей уже с нетерпением ожидала "Аннушка" – самый настоящий биплан. Её тысячесильный двигатель АШ62ИР вышел на взлётный режим, и старушка была готова сорваться со своего пристанища, но противооткатные устройства и стальные канаты удерживали "кукурузник". Как ни хотелось самолёту вновь взмахнуть крыльями, он всё же останется и дальше обучать первокурсников основам работы поршневых двигателей и аэродинамике бипланной компоновки крыльев. Запуск, кстати, обеспечил сотрудник аэродрома Валерий Опарин. Он более 30 лет проработал в гражданской авиации, 10 лет отлетал бортмехаником как раз на самолётах фирмы "Антонов": Ан24, Ан26, Ан2, Ан12.
Ми8
Настал черед авиационной техники с вертикальным взлётом и посадкой. Ручку управления вертолётом Ми8 держал профессионал, бортмеханик-инструктор Александр Петров. Стаж – 40 лет полётов! Устанавливал крест на Царевом Кургане, а позже со своим экипажем водрузил шпиль на самый высокий железнодорожный вокзал Европы в Самаре. Процесс запуска для посетителей дополнили имитацией дождливой погоды. Тут помог пожарный автомобиль АЦ40(375), который находится в ведении Алексея Третьякова, обеспечивающего пожарную безопасность аэродрома. Между прочим, Алексей Валерьевич в прошлом также летал вторым пилотом на вертолёте Ми8.
Ту154М
В 2014 году коллекция учебного аэродрома пополнилась Ту154М. Такой подарок университету сделала авиакомпания Utair, а Герой России Рубен Есаян взял на себя ответственность передать подарок в руки специалистов аэродрома. С тех пор самолёт является объектом изучения для студентов 3го курса. 6 лет персонал аэродрома вместе со студентами сохраняет самолёт в работоспособном состоянии, и 20 августа показал всю свою мощь. По очереди Иван Варгатый вместе с Вениамином Кияненко запустили все три двигателя Д30КУ и вывели их на взлетный режим. Публика ликовала. Во время запуска разрешалось присутствовать в кабине самолёта, фотографироваться и даже задать инженерам все вопросы. А ответы можно было услышать самые точные и подробные. Иван Степанович работал на Авиакоре ведущим инженером по электросистемам и пилотажно-навигационным комплексам следующих типов летательных аппаратов: Ан140, Ту95мс, Ту142, Ту154 модификаций "Б" и "М", Ан72, Ан74. Вениамин Семёнович более 40 лет проработал в гражданской авиации. Окончил 3 факультет, стал начальником отдела технического контроля инженерно-технической службы авиакомпании "Самара".
Ту144
Самый гордый "Туполь" устремил свой нос в небо и также был готов порадовать гостей своими возможностями. И хотя это был не запуск двигателей НК144, но подарок тоже удивил. В предыдущем году работникам аэродрома при поддержке студентов-механиков и преподавателей удалось оживить некоторые системы самолёта. Теперь он снова может опустить и поднять свой "нос", махнуть многощелевым выдвижным крылом, что и продемонстрировали специалисты. Гости могли также пройти внутрь салона, изучить компоновку и убедиться, что не такой уж он и большой, каким кажется с земли.
Ми24А
Боевой вертолёт Ми24А на протяжении всей практики обслуживался студентами. И снова запуск без них не обошёлся. Подключение наземного питания, снятие заглушек. Начальник летней практики, доцент кафедры эксплуатации авиационной техники Владимир Показеев берёт управление вертолётом в свои руки.
Ми2
Под руководством начальника учебного аэродрома Дмитрия Щербо проходил процесс восстановления вертолёта Ми2. И уже во время практики этого года двигатели сделали свой первый вздох за долгое время молчания, винт дал первый круг… Удалось! Можно гордиться своей работой, свидетелями которой и стали любопытные гости.
Комментарий
Дмитрий Щербо, начальник аэродрома: "Учебный аэродром – это не музей"
– Сотрудники Самарского университета и учебного аэродрома регулярно проводят экскурсии и занятия в целях профориентации школьников и абитуриентов. Но учебный аэродром не музей и не коммерческая организация, поэтому принимать всех желающих на постоянной основе мы не можем.
Фактически аэродром – это лаборатория, в которой студенты обучаются и проводят работы по обслуживанию авиационной техники. Также, как и университет, является режимным объектом. Дело в обеспечении безопасности: здесь находятся источники высокого напряжения, высокого давления, повышеный шум, горюче-смазочные материалы, в самолётах – действующие системы и т.д.
Никита Земсков, фото автора