федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Под крылом самолета

Под крылом самолета

Самарский университет

Или что скрывает учебный аэродром университета

студенту сотруднику учебный аэродром институт авиационной техники Щербо Дмитрий Полет (газета)
27.08.2020 1970-01-01
20 августа учебный аэродром Самарского университета открыл двери для посетителей. В этот день образцы летательных аппаратов XX века изучили обучающиеся и их родители, выпускники прошлых лет с детьми, работники авиационных-космических предприятий и фанаты авиации. Сотрудники аэродрома, преподаватели института авиационных технологий и студенты-практиканты рассказывали гостям о технике, её истории появления и уникальных характеристиках. Заодно посетители убедились, что вся техника плотно задействована в учебном процессе.

В 2020 году практика для студентов 1­3 курсов института авиационной техники началась только 3 августа. Но и этого времени хватило, чтобы закрепить теоретические знания проводя лабораторные работы непосредственно на том типе техники, которую изучали весь учебный год.

На учебном аэродроме сохраняется добрая традиция. Каждое лето студенты не только наращивают свои знания, но и помогают сотрудникам "оживлять" летательные аппараты. Так, с помощью студентов в 2020 году проводилась диагностика топливной системы вспомогательной силовой установки Та­6А на Ту­144, велись работы по восстановлению салона вертолёта Ми­2, а также выполнялись работы по ремонту силовой установки и несущей системы вертолёта. Также со студентами проводилась отработка гидравлической системы Як­42, с помощью которой осуществлялась уборка и выпуск шасси и механизации самолёта.

То есть сотрудники учебного аэродрома не только следят за внешним видом техники, но и сохраняют её в работоспособном состоянии. И гости увидели и услышали, как и с помощью чего поднимаются в небо самолёты.

Як­42

Первым гостей встречал самолёт Як­42. Студенты-механики помогали с опробованием силовой установки. Они подключили наземное оборудование для обеспечения успешного запуска двигателя Д­36. Кроме того, сотрудники аэродрома продемонстрировали работу механизации крыла. А для демонстрации выпуска и уборки шасси на глазах посетителей 4 гидравлических подъёмника оторвали самолёт от земли, последовала команда из кабины – "От шасси!", и колёса спрятались в нишах.

Ан­2

А посетителей уже с нетерпением ожидала "Аннушка" – самый настоящий биплан. Её тысячесильный двигатель АШ­62ИР вышел на взлётный режим, и старушка была готова сорваться со своего пристанища, но противооткатные устройства и стальные канаты удерживали "кукурузник". Как ни хотелось самолёту вновь взмахнуть крыльями, он всё же останется и дальше обучать первокурсников основам работы поршневых двигателей и аэродинамике бипланной компоновки крыльев. Запуск, кстати, обеспечил сотрудник аэродрома Валерий Опарин. Он более 30 лет проработал в гражданской авиации, 10 лет отлетал бортмехаником как раз на самолётах фирмы "Антонов": Ан­24, Ан­26, Ан­2, Ан­12.

Ми­8

Настал черед авиационной техники с вертикальным взлётом и посадкой. Ручку управления вертолётом Ми­8 держал профессионал, бортмеханик-инструктор Александр Петров. Стаж – 40 лет полётов! Устанавливал крест на Царевом Кургане, а позже со своим экипажем водрузил шпиль на самый высокий железнодорожный вокзал Европы в Самаре. Процесс запуска для посетителей дополнили имитацией дождливой погоды. Тут помог пожарный автомобиль АЦ­40(375), который находится в ведении Алексея Третьякова, обеспечивающего пожарную безопасность аэродрома. Между прочим, Алексей Валерьевич в прошлом также летал вторым пилотом на вертолёте Ми­8.

Ту­154М

В 2014 году коллекция учебного аэродрома пополнилась Ту­154М. Такой подарок университету сделала авиакомпания Utair, а Герой России Рубен Есаян взял на себя ответственность передать подарок в руки специалистов аэродрома. С тех пор самолёт является объектом изучения для студентов 3­го курса. 6 лет персонал аэродрома вместе со студентами сохраняет самолёт в работоспособном состоянии, и 20 августа показал всю свою мощь. По очереди Иван Варгатый вместе с Вениамином Кияненко запустили все три двигателя Д­30КУ и вывели их на взлетный режим. Публика ликовала. Во время запуска разрешалось присутствовать в кабине самолёта, фотографироваться и даже задать инженерам все вопросы. А ответы можно было услышать самые точные и подробные. Иван Степанович работал на Авиакоре ведущим инженером по электросистемам и пилотажно-навигационным комплексам следующих типов летательных аппаратов: Ан­140, Ту­95мс, Ту­142, Ту­154 модификаций "Б" и "М", Ан­72, Ан­74. Вениамин Семёнович более 40 лет проработал в гражданской авиации. Окончил 3 факультет, стал начальником отдела технического контроля инженерно-технической службы авиакомпании "Самара".

Ту­144

Самый гордый "Туполь" устремил свой нос в небо и также был готов порадовать гостей своими возможностями. И хотя это был не запуск двигателей НК­144, но подарок тоже удивил. В предыдущем году работникам аэродрома при поддержке студентов-механиков и преподавателей удалось оживить некоторые системы самолёта. Теперь он снова может опустить и поднять свой "нос", махнуть многощелевым выдвижным крылом, что и продемонстрировали специалисты. Гости могли также пройти внутрь салона, изучить компоновку и убедиться, что не такой уж он и большой, каким кажется с земли.

Ми­24А

Боевой вертолёт Ми­24А на протяжении всей практики обслуживался студентами. И снова запуск без них не обошёлся. Подключение наземного питания, снятие заглушек. Начальник летней практики, доцент кафедры эксплуатации авиационной техники Владимир Показеев берёт управление вертолётом в свои руки.

Ми­2

Под руководством начальника учебного аэродрома Дмитрия Щербо проходил процесс восстановления вертолёта Ми­2. И уже во время практики этого года двигатели сделали свой первый вздох за долгое время молчания, винт дал первый круг… Удалось! Можно гордиться своей работой, свидетелями которой и стали любопытные гости.

Комментарий
Дмитрий Щербо, начальник аэродрома: "Учебный аэродром – это не музей"

– Сотрудники Самарского университета и учебного аэродрома регулярно проводят экскурсии и занятия в целях профориентации школьников и абитуриентов. Но учебный аэродром не музей и не коммерческая организация, поэтому принимать всех желающих на постоянной основе мы не можем.

Фактически аэродром – это лаборатория, в которой студенты обучаются и проводят работы по обслуживанию авиационной техники. Также, как и университет, является режимным объектом. Дело в обеспечении безопасности: здесь находятся источники высокого напряжения, высокого давления, повышеный шум, горюче-смазочные материалы, в самолётах – действующие системы и т.д.


Никита Земсков, фото автора