Основной темой выставки стали повседневность и ритуалы, присутствующие в жизни каждого человека – те действия, которые часто ассоциируются со словами рутина или обыденность. И все же экспозиция не предполагает однозначного восприятия таких "эпизодов", а создает площадку для дискуссии, где каждый художник – участник выставки – выражает свое виденье темы и отношение к ней.
Инна Гришечкина представила книгу художника "Постоянство непостоянства", по форме напоминающую перекидной календарь и заполненную обычным распорядком дня художницы. Однако, любое действие, несмотря на многочисленные повторения, каждый раз выглядит по-разному и несет в себе новое настроение. К поиску новых впечатлений в привычном окружении обращаются Евгения Стерлягова и Вероника Пачина. В совместной работе "Touch me Glitch me" художницы ведут тактильный диалог, обмениваясь короткими видео-репликами в сториз соцсетей, и таким образом создают свой, личный ритуал. Олег Семеновых в перформансе "Снегопад" (на выставке представлена документация) развивает тему повседневного и обыденного уже с другой точки зрения – он воспринимает очистку машин от снега как действие механистическое, но позволяющее глубже погрузиться в свои мысли.
В течении трех дней после открытия выставки (до 8 декабря 15:00 МСК) у зрителей есть возможность познакомиться с видео-работой дуэта из Амстердама – Артемис Плугартс и Луи Хотхотхот (Artémise Ploegaerts и Louis Hothothot) – "Локальная экзотика" ("Local exoticism"). Помещая самую обычную городскую прогулку в контекст чужого города и экзотическую, с точки зрения европейца культуру, художники обнаруживают хореографию в том, как двигаются люди на улицах Пекина.
Такие, связанные с повседневной жизнью, вопросы как необходимость идти на компромисс с социальными нормами и изо дня в день выполнять одни и те же ненавистные действия являются актуальными для Андрея Ишонина. Перформанс "Московская суматоха. Утро" (на выставке представлена документация) рассказывает об опыте художника, когда одним московским утром, надев костюм и галстук, он спустился в метро и следовал за людьми, спешащими на работу. Стремлению влиться в поток "успешных" людей посвящена инсталляция Павла Докучаева "Пацан к успеху шёл или десять советов, как стать успешным". Его работа представляет собой алтарь, в котором размещены фотографии и атрибуты, способствующие достижению желаемого результата.
В этом году на формирование повседневных ритуалов оказала свое влияние и самоизоляция. Ирина Григорьева в своей работе "Гибрид" обращается именно к этому периоду и новым привычкам, выявляя необходимость пересборки, как освобождения. С другого ракурса проблему освобождения рассматривает Анна Водка в видео "Обратная сторона двери" – попытка побега от ежедневной рутины часто становится невозможной именно из-за тех ограничений, которые человек выстраивает перед собой. Дверь может выступать не только символом эскапизма – вокруг нее сосредоточено много других ритуалов, в частности приветствия и прощания – те слова и фразы, которые часто произносятся машинально, но подсознательно люди вкладывают в них большее значение, чем может казаться на первый взгляд. Об этой стороне Константин Росляков говорит в своей саунд инсталляции "Здравствуй до свидания", созданной специально для выставки.
"Повседневные действия обычно выступают фоном для важных событий. На выставке же они "остраняются" окружающими субтропиками закрытого на зимовку ботанического сада и становятся отдельными эпизодами, в которые мы можем пристально всмотреться", – говорит Кристина Сырчикова, один из кураторов проекта.
Сейчас выставку можно посмотреть на сайте проекта.
Участники выставки: Анна Водка (Одинцово), Ирина Григорьева (Москва), Инна Гришечкина (Санкт-Петербург), Павел Докучаев (Самара), Андрей Ишонин (Москва), Artemise Ploegaerts (Амстердам) & Louis Hothothot (Амстердам), Константин Росляков (Тюмень), Олег Семёновых (Челябинск), Евгения Стерлягова (Москва) и Вероника Пачина (Москва).
Кураторы проекта: Ксения Каско (Лондон), Анастасия Сенозацкая (Москва), Кристина Сырчикова (Самара).
Автор фотографий: Кристина Сырчикова