федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Прошла зимняя спелеологическая школа Самарского университета

Прошла зимняя спелеологическая школа Самарского университета

Самарский университет

На плато Чатыр-Даг 11 спелеологов посетили 8 пещер

студенту УВР отдел спортивно-массовой работы Горизонт (спортивно-туристское объединение) бортжурнал
26.02.2021 2021-02-26
Во время студенческих каникул состоялась традиционная зимняя спелеологическая школа. В этом году в ней приняли участие 11 наиболее опытных студентов клуба. Школа проходила в Крыму на плато Чатыр-Даг, где находится множество пещер. 
Перед поездкой участникам предстояло подготовить все необходимое и решить большое количество организационных вопросов, таких как покупка билетов и продуктов, отбор и подготовка снаряжения: фонарей, веревок, карабинов,  зарегистрировать поход у спасателей, в маршрутной комиссии и много других мелочей, которые не терпят пренебрежения. Да и сама поездка была достаточно насыщена: лекции и практические занятия стартовали прямо в поезде, так как каждый участник для допуска к пещерам должен сдать зачет по узлам. 
Пещеры Крыма в большинстве случаев представляют собой вертикальные шахты, куда нужно спускаться по веревке. Тренировкам веревочной техники посвящена большая часть времени обучения в спелеоклубе, а участие в школе - это своего рода показательное выступление – итог работы последних нескольких месяцев. 
Уже на месте, на плато, началась практика по ориентированию на местности с помощью GPS-навигатора. Казалось бы, что может быть проще? Но плато поглотили туманы и видимость составляла несколько метров. Здесь нет улиц, кварталов и других ориентиров, которые показаны на карте. Есть лишь координаты искомой пещеры и точка твоего местоположения. 
Еще одним пунктом подготовки стало составление карты пещеры. Это отдельный навык, который очень важен для спелеологов. Нам удалось попробовать и освоить как традиционные методы (использующие компас и миллиметровку), так и современные лазерные дальномеры с интегрированным компасом и программы на планшетах.
Отдельной изюминкой поездки стало посещение морского побережья, где наиболее спортивные участники совершенствовали навыки скалолазания.
О том, какой он увидел зимнюю школу, рассказывает Антон Уткин, который принимал участие в такой поездке впервые.
Вечером, 29 января, мы прибыли на вокзал Симферополя, встретивший нас серебром пасмурного дня. Погода была прохладная, как в октябре, воздух после полутора дней пути в купе казался каким-то особенно свежим и чистым. Примерно к 19.00 прибыла "шишига", на которой мы, погрузившись, направились в сторону нашей "точки" — так называется база, где нам предстояло жить последующие несколько дней. К моменту прибытия на Чатыр-Даг разразилась настоящая февральская метель, мы стали спешно разгружаться из машины и осваиваться на новом месте.
Следующий день, 30 января, был запланирован как "разведывательный": требовалось найти по навигатору несколько пещер, чтобы потом быстрее добираться до каждой из них. Разделившись на две группы (которые в итоге всё равно слились в одну), мы стали методично искать по GPS-навигатору интересующие нас места, сканируя взглядом снежные просторы горного плато. С утра было облачно, стояли густые туманы (видимость 15-20 метров), в которых легко можно заблудиться, если ходить одному. Все было еще покрыто снегом, однако уже виднелись проталины, из которых наружу выступали кустарники, небольшие горные сосны, можжевельники, расстилавшиеся снизу густым плотным ковром. Время от времени на снегу попадались следы диких животных, вероятно, зайцев и косуль. Порой, найти пещеру среди бескрайних снегов даже с картой оказалось не просто, из-за чего иногда приходилось ходить по заколдованному кругу, как кот вокруг горячей каши. Но вот, впереди, кажется, проявилось какое-то узкое темное пятно во впадине. Подобравшись ближе и сверив координаты, мы установили, что дошли до пещеры Трехэтажной. Затем, через разреженный лес мы спустились к пологому входу пещеры Холодная (Суук-Коба), окруженному со всех сторон деревьями, за долгие годы пробившие свои толстые корни сквозь камни и скалы. Следом за Суук-Кобой, мы нашли вход в пещеру Тысячеголовую (Бинбаш-Коба). Погода тем временем становилась все теплее, по-прежнему было очень влажно
31 января мы посетили пещеры Бинбаш-Коба и Гугер-джин. Пещера Бинбаш-Коба — горизонтального типа, местами адаптированная для организованных посещений (выдолбленные в скалах ступеньки, не особо радующие настоящих спелеологов), хорошо подходит для учебных целей, в частности для отработки важных навыков топосъёмки.
После Бибаш-Кобы мы поднялись вверх к пещере Гугер-Джин — оставившей, как оказалось, наиболее яркие впечатления у всех побывавших там участников. Это воронка около 4-5 метров в диаметре, а внутри — вертикальный колодец, поросший изнутри живыми изумрудно-зелёными мхами, папоротниками и лишайниками (своеобразное "окно в лето" среди белого снежного мира на поверхности). Впечатление производит фантастическое. Ощущение контраста усиливалось по мере того, как мы спускались вглубь колодца. В конце горизонтальной ветки перед нами открылся сложный калейдоскоп натёчных образований, причудливые колонны и балюстрады которого одновременно ассоциировались и с каким-то застывшим подводным миром с его коралловыми рифами и подводными обитателями и средневековой архитектурой с её ажурными готическими замками — всё было так, словно я оказался на другой планете. 
На обратном пути мы решили дойти до грота Охотничьего, по форме и размеру крайне напоминавший сцену для рок-фестивалей. 
1 февраля мы посвятили пещере Трёхэтажная — ближайшей от нашей базы. В ней действительно условно можно выделить 3 этажа: вертикальные участки, сменяющиеся небольшими горизонтальными зонами. Здесь также было довольно много "натёчки", со стен выдавались мерцающие кристаллы кальцита, на полу встречались "гуры" и небольшие "ванны". 
Следующей нашей целью, намеченной на 2 февраля, были еще две вертикальные пещеры — Жемчужная и Оленья. Обе по-своему интересны и уникальны, но среди общих черт — небольшой диаметр колодца, в связи с чем было удобно спускаться вниз по верёвке. В Оленьей не так много каменной натёчки, но зато много льда, радужно искрившегося под светом наших фонарей, а в Жемчужной наши биологи сразу обратили внимание на местные достопримечательности — ползущую улитку на стене, спящую летучую мышь и череп какого-то животного с рогами
3 февраля посетили пещеру Бездонный колодец, вызывающую трепет и уважение у каждого, кому довелось лишь оглянуть её вход со стороны, своим масштабом ассоциируемый у некоторых с известной Пещерой Ласточек в Мексике.
К спуску в эту пещеру допускались только самые опытные спелеологи нашей группы, и мне, как еще зелёному новичку, разрешили лишь пролезть по наружной части карстовой воронки, вслед за которой открывалась непроглядная бездна...     
В качестве заключения "пещерной" части путешествия я и ещё один участник Александр Чиглаков провели топосъёмку пещеры Холодная, в которой, в силу её большой доступности, были видны удручающие следы человеческой деятельности — надписи на стенах, обломанные сталактиты, а также рисунки в стиле "первобытной живописи", выполненные кем-то для привлечения туристов
4 февраля из нашей "Точки" мы отправились в Симеиз по ялтинской автодороге, известной своим легендарным троллейбусным маршрутом, одним из самых протяжённых в мире и действующим по сей день. По сторонам открывался вид на постепенно выходящую из зимы природу южного берега Крыма, справа — виноградные поля, сады и можжевеловые рощи, слева открывался вид на золотистые от солнца скалы и зимнее Чёрное море. Было удивительно, что в начале нашей поездки на плато ещё стояла настоящая зима, а к моменту выезда из Чатыр-Дага наступил апрель: снега почти нигде не было, а вот крокусы появлялись то тут, то там.
Симеиз производил впечатление приятного южного города, с уютными извитыми улочками, упругими кипарисами, летними домиками старинной постройки и ухоженными садами. То тут, то там из-за скалы, на дереве, или на скамейке сидели кот или кошка — своеобразный живой атрибут Симеиза, ставший одной из его "изюминок".
В завершении нашего похода, 5 февраля, мы вдоволь налюбовались зимним Чёрным морем. Оно заметно отличается от летнего: холодные воздушные вихри выписывают причудливые фракталы на водной глади, сталкиваясь между собой и срывая с поверхности мелкие брызги. Кое-где можно было встретить черных бакланов, сбившихся небольшой стаей на уединённой скале или ныряющих в море за добычей...   После всех приключений некоторые из ребят, последовав примеру этих водоплавающих птиц, решили искупаться в освежающем февральском море — яркое впечатление, которое трудно с чем-либо сравнить.
Текст: Валентин Потапов, Антон Уткин
Фото из личного архива спелеоклуба