25 февраля 2021 года состоялась Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием "ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРАКТИКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ" в онлайн-формате. Данная конференция проводится в Самарском университете ежегодно под эгидой Российской академии образования, начиная с 2012 года. В этом году тематика конференции была посвящена проблемам: профессионального образования в условиях цифровизации; перспективам и инновациям цифровой трансформации университетов; цифровым компетенциям субъектов образовательного процесса. Основной целью конференции являлось выявление и распространение лучших практик применения цифровых технологий в системе образования; обмен опытом работы в период вынужденной самоизоляции, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции и изменением формата обучения; анализ субъективных сложностей при реализации цифрового образования и поиск способов их преодоления. В ходе конференции были представлены практики и инструменты формирования ключевых компетенций цифровой экономики и Soft skills у обучающихся всех направлений подготовки, а также программы переподготовки научно-педагогических кадров. Участники конференции обсуждали проблемы цифровой трансформации образования, отмечая актуальность проблем цифровизации в современном обществе. Участники конференции обменялись опытом создания и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и сервисов для повышения качества образования. На дискуссионных площадках "Образование в условиях цифровой трансформации" и "Цифровое общество: опыт формирование компетенций субъектов образовательного процесса" рассмотрены организационно-технические вопросы обеспечения реального выбора студентом своего образовательного пути; правовое сопровождение цифровой трансформации образования; сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения; имидж преподавателя в цифровом пространстве. Преподаватели поделились опытом организации дистанционного обучения обучающихся разных направлений подготовки, проживающих на территории с разными часовыми поясами. Участники конференции отмечали, что в условиях цифровой трансформации происходит существенное изменение функций педагогической деятельности преподавателей вуза. Отмечена важность сохранения традиционных ценностей университетской культуры. Участники конференции выразили мнение о том, что цифровизация является дополнительной, а не основной функцией образования современного специалиста.
В ходе конференции оценивался новый тип образования; обобщался педагогический опыт, полученный в ходе экспериментальной и научно-практической деятельности образовательных организаций Российской Федерации, успешно внедряющих современные цифровые образовательные технологии.
Среди участников конференции из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Минска значительное число докладов представлено преподавателями и аспирантами Самарского университета. Эффективность проведения подобных конференций выражается содержанием докладов, в которых есть результаты проведенных исследований в естественных образовательных условиях. Отмечены выступающие, включенные в комплексное исследование проблем когнитивного университета, под руководством доктора педагогических наук, профессора Солововой Натальи Валентиновны, что свидетельствует о зарождении новых научных школ.
В процессе обсуждения проблемы цифрового образования были проанализированы происходящие изменения образовательного процесса в цифровой среде; определены средства формирования цифровых умений и навыков обучающихся; представлены примеры моделирования образовательного процесса в цифровой среде обучения.
В ходе онлайн-заседаний секций конференции были приняты следующие решения:
- Проблемы, обозначенные в заслушанных докладах и в дискуссии являются актуальными для вузов в эпоху цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества, что может быть предметом прикладных исследований в области профессиональной педагогики, а также требует грамотных управленческих решений всех субъектов образовательного процесса в образовательной организации высшего образования.
- Продолжить изучение и обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта с целью повышения качества современного российского образования, совершенствования его содержания и форм в условиях цифровой трансформации.
- Признать положительным опыт проведения Всероссийской научно-методической конференции с международным участием "Образование в современном мире: практики цифровой трансформации". Отметить положительный эффект совместной работы участников конференции по определению новых средств решения задач по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях его цифровой трансформации.
По итогам конференции будет опубликован сборник научных трудов.
Авторы публикации: доцент, кандидат педагогических наук И.В. Никулина, доцент, кандидат педагогических наук А.М. Санько, доцент, кандидат педагогических наук Е.Ю. Сысоева.