федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Силовые машины" и Самарский университет им. Королёва приступили к работам по созданию первой в России ГТУ на метано-водородном топливе

"Силовые машины" и Самарский университет им. Королёва приступили к работам по созданию первой в России ГТУ на метано-водородном топливе

Самарский университет

Специалисты "Силовых машин" и Самарского университета приступили к первому этапу работ по созданию отечественной газотурбинной установки на метано-водородном топливе

аспиранту сотруднику студенту КБ Водород СМ Силовые машины (предприятие) разработки Партнеры
01.04.2021 2021-04-02
Специалисты "Силовых машин" и Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, открывшие в 2020 году совместное конструкторское бюро (КБ) "Водород СМ", приступили к первому этапу работ по созданию отечественной газотурбинной установки на метано-водородном топливе – ГТЭ-65В.
К настоящему времени разработана предварительная методика расчетов процессов горения метано-водородных смесей. Полученные данные применены при разработке экспериментальной горелки камеры сгорания газотурбинной установки. 
Специалистами КБ "Водород СМ" завершено создание рабочей конструкторской документации (РКД) на опытную горелку, определены режимы ее испытаний на стенде. Расширенный научно-технический совет, прошедший в Самарском университете им.Королёва 25 марта 2021 года, одобрил разработанную РКД на экспериментальную горелку и подтвердил готовность перехода к следующему этапу работ по проекту. 
На следующем этапе работ будет изготовлена экспериментальная модель горелки, а также проведена экспериментальная проверка методик расчетов и принятых конструкторских решений.
В целом в ходе разработки камеры сгорания для ГТЭ-65В специалистам КБ предстоит оптимизировать ее конструкцию под сжигание метано-водородной смеси топлива, определить наиболее эффективный состав топливной смеси, решить проблему акустических пульсаций, возникающих при горении водородного топлива, а также предложить мероприятия по максимальному снижению выбросов оксидов азота NOx. 

Для справки
АО "Силовые машины" – глобальная энергомашиностроительная компания, лидер отрасли. Входит в состав "Севергрупп". Компания обладает богатейшим опытом и компетенцией в области проектирования, изготовления и комплектной поставки оборудования для атомных, тепловых и гидроэлектростанций. Ключевая компетенция и конкурентное преимущество компании – осуществление комплексных проектов в сфере электроэнергетики. 
Исследования в области применения водородного топлива ведутся в Самаре (Куйбышеве) еще с 60-х годов прошлого века. В двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Дмитриевича Кузнецова был создан уникальный двигатель НК-88, работающий на жидком водороде. 
Водород существенно превосходит авиационный керосин по теплотворной способности, при этом он абсолютно экологичен. В основной состав инженеров, работавших над этим двигателем, вошли выпускники Куйбышевского авиационного института (сейчас Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева). 
Двигатель НК-88 был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года. Первый в мире самолет, использовавший водородное топливо, успешно прошел комплекс испытаний, совершив несколько международных перелетов по Европе, в том числе в немецкий Ганновер на конференцию по проблемам использования криогенного топлива в авиации. 
Позднее был разработан проект самолета Ту-156 на двигателях НК-89, работавших на сжиженном природном газе, но из-за возникших сложностей в финансировании программа использования криогенного топлива в авиации была прекращена. В настоящее время двигатель НК-88 является экспонатом Центра истории авиационных двигателей Самарского университета. 
В начале 2000-х годов сотрудниками кафедры теплотехники и тепловых двигателей и Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета были начаты исследования по повышению энергоэффективности криогенных систем и установок за счет использования низкопотенциальной энергии криопродукта.  
С 2020 года на базе НОЦ ГДИ активно развивается лаборатория криогенной техники. Основная цель лаборатории - расчет, проектирование и создание высокоэффективных энергетических установок и двигателей, работающих на криогенных топливах, в том числе СПГ. Научно-прикладные исследования лаборатории проводятся при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект № FSSS-2020-0019), рассчитанной на 4 года.