федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

РИА Новости: "Первым делом самолеты: как ученые помогли выиграть войну"

РИА Новости: "Первым делом самолеты: как ученые помогли выиграть войну"

Самарский университет

В годы ВОВ Куйбышевский авиационный институт стал центром подготовки инженерных кадров для армии

история университета СМИ о Самарском университете сотруднику студенту
11.05.2021 1970-01-01

В годы Великой Отечественной войны Куйбышевский авиационный институт (прим. ред. — сейчас Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева) стал центром подготовки инженерных кадров для армии Военно-воздушных сил СССР. Какой вклад внесли преподаватели вуза в общую Победу, рассказала директор музея авиации и космонавтики Самарского университета Надежда Богданова.

Город "летающих танков"

В октябре 1942 года в Куйбышеве (прим. ред. — с 1991 года Самара) открылся Авиационный институт (КуАИ). В числе первых преподавателей были крупные ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов СССР. Среди них будущие вице-президент АН СССР Михаил Миллионщиков, член-корреспондент АН Украинской ССР Марк Крейн, известный физик-теоретик Александр Ахиезер, доценты Наум Резников, Александр Сойфер, Всеволод Путята и другие.

В условиях военного времени весь коллектив института включился во всенародное движение по оказанию помощи фронту под девизом "Все для фронта, все для Победы!". В начале 1943 года была установлена тесная связь с авиазаводами: созданы творческие бригады КуАИ, которые совместно со специалистами предприятий решали проблемы производства.

"Кафедрой аэромеханики при участии кафедры конструкции и проектирования самолетов был выполнен крупный заказ для военно-воздушных сил Военно-морского флота СССР: разработана методика поточного производства самолетов, спроектирована, построена и тарирована спецаппаратура, проведены эксперименты в аэродинамической трубе Т­1­4 филиала №1 ЦАГИ, проведены эксперименты на самолете, составлен и представлен командующему ВВС технический отчет", — рассказала директор музея.

Под руководством доцента Аркадия Неймарка был внедрен поточный метод производства самолетов на авиазаводе №1 им. Сталина. Благодаря этой разработке завод в кратчайшие сроки перешел к массовому выпуску "летающих танков" — штурмовиков Ил-­2 и Ил-­10. И уже в 1943 году в эксплуатацию ввели 26 конвейерных линий, что позволило сверх плана укомплектовать девять штурмовых авиаполков.

"Здесь (прим. ред. — в Куйбышеве) было развернуто серийное производство штурмовика Ил–2, ставшего самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Всего в военные годы было произведено 36 183 Ил-2, из которых 26 888 штук техники (74%) сделали на авиазаводах в Куйбышеве. А Куйбышевский авиационный институт стал базой подготовки инженерных кадров для этих предприятий", — рассказала Богданова.

Из института — на войну

Одной из важнейших проблем в годы Великой Отечественной войны являлся дефицит квалифицированных офицерских кадров и технического персонала для действующей армии. Поэтому в сентябре 1944 года при КуАИ была создана военная кафедра по подготовке офицеров запаса для Военно-воздушных сил СССР. Первым начальником кафедры стал полковник Владимир Рабинович.

"Базой военной кафедры являлся учебный аэродром и отделение газовочных самолетов (ОГС), которые располагались на территории бывшего аэродрома Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Основной формой подготовки являлось практическое обучение запуску и отработке режимов работы двигателей самолетов. Авиатехника, на которой учились студенты, была в основном старая, прошедшая войну и списанная с боевой работы: Пе-­2, Ту-­2, Як­-3, Ла­-5, Ла-­7, Ли­-2", — рассказала эксперт.

Также они учились заделывать пробоины на крыльях, фюзеляже, паяли и сваривали баки и радиаторы, заплетали тросы, занимались слесарной подготовкой, столярным и швейным делом. Помимо техников-эксплуатационников, на военной кафедре готовили резерв авиационных штурманов. Студенты практиковались на легендарных По-­2 (У­-2), народное прозвище которых "Кукурузник".

Первый выпуск инженеров-технологов по самолетостроению (1 человек) и авиационному моторостроению (9 человек) состоялся в 1944 году. Также в этом году была открыта первая аспирантура по специальности "Процессы механической и физико-технической обработки, станки и инструмент" при кафедре обработки металлов резанием.

За успешную работу по подготовке кадров для авиационной промышленности в годы Великой Отечественной войны 15 сотрудников Куйбышевского авиационного института были награждены орденами и медалями СССР.

Источник: ria.ru