федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Самарский университет им. Королёва в рейтинге Forbes

Самарский университет им. Королёва в рейтинге Forbes

Самарский университет

Журнал представил новый рейтинг ста лучших вузов России

Forbes Quacquarelli Symonds Times Higher Education рейтинги развитие сотруднику студенту абитуриентам партнеру
29.06.2021 1970-01-01

В лонг-лист рейтинга Forbes-2021 вошли 502 российских вуза (государственных и частных), обучающих по программам бакалавриата и магистратуры. В рейтинге не оценивались вузы без бюджетных мест, филиалы и религиозные организации.

Самарский университет им. Королёва эксперты отнесли на 34 место исследования. В первой тройке рейтинга столичные вузы - первое место у Высшей школы экономики, второе у МГУ им. М.В. Ломоносова, замыкает тройку МИФИ.

Всего в рейтинге оценивались 4 параметра: востребованность у работодателей, нетворкинг, качество образования и международное признание. Для того, чтобы оценить востребованность выпускников авторы рейтинга направили запросы в компании, входящие в число лучших работодателей России, среди них: "Сибур", "Росатом", "Русал", "Русгидро", "Яндекс", "Силовые машины", Тинькофф Банк, "Рос­телеком", Райффайзенбанк, "Лаборатория Касперского", "Северсталь", РЖД, "Уралкалий", Mail.ru, "Мегафон", "Акрон", аэропорты Домодедово и Шереметьево и другие. Работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными, а также тех, кто получил повышение зарплаты и (или) должности в 2020–2021 годах.

Качество нетворкинга оценивалось по общему уровню поступивших в вуз студентов и возможности сформировать полезные связи в процессе обучения.

Качество образования в университетах оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования РФ и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза. Международное признание, то есть узнаваемость университета за пределами России, оценивалось исходя из его присутствия в трех наиболее авторитетных мировых рейтингах: шанхайском Academic Ranking of World Universities (ARWU) и британских Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE).

Справочно:

Журнал Forbes проводит собственное ежегодное исследование российских университетов в четвертый раз. Авторы рейтинга оценивают вузы по 4 критерияем “качество образования”, “востребованность у работодателей”, “нетворкинг” и “международное признание”.

Метрика “Качество образования” (максимум 30 баллов) ­основывалась на данных мониторинга Министерства образования и включала два параметра: качество преподавания и международную деятельность. Как и в 2020 году, качество преподавания оценивалось на основании уровня зарплат профессорско-преподавательского состава (5 баллов) и соотношения числа преподавателей и студентов (5 баллов). Кроме того, в 2021 году эксперты добавили новый параметр, оценивающий кадровый потенциал вуза, это доля молодых (до 40 лет) преподавателей (5 баллов). Этот параметр составители рейтинга считают важным в контексте изменений в подходах к обучению и необходимости цифровизации образования.

Чтобы оценить "Востребованность выпускников" (30 баллов), авторы направили запросы в компании, входящие в число лучших работодателей России, и попросили их ответить на три вопроса: "Выпускников каких вузов вы наняли в 2020–2021 годах?", "Недавние (до 5 лет) выпускники каких вузов получили повышение зарплаты и/или должности в 2020–2021 годах?", "Выпускников каких вузов вы хотели бы нанимать в приоритетном порядке, кто из них, на ваш взгляд, наиболее подготовлен?". Число нанятых выпускников оценивалось пропорционально числу обучающихся в университете студентов по 10-балльной шкале. Ответы на третий вопрос использовались при подсчете параметра "Репутация среди работодателей". Голоса компаний за каждый вуз суммировались и переводились в баллы (максимум 20 баллов).

Метрика "Качество нетворкинга" (максимум 30 баллов) оценивала общий уровень поступивших в вуз студентов и возможность сформировать полезные связи в процессе обучения. Метрика включала два параметра: средний ЕГЭ принятых на обучение студентов (20 баллов) и фактор Forbes (10 баллов). Баллы в параметре "Фактор Forbes" получили те университеты, где учатся (учились) дети 200 богатейших бизнесменов России, а также победители рейтинга молодых и успешных россиян по версии Forbes "30 до 30"

Для оценки "Международной деятельности" учитывалась ­доля иностранных студентов, обучающихся в университете (5 баллов), доля иностранных преподавателей (5 баллов), наличие совместных с зарубежными вузами программ двойных дипломов (5 баллов) и присутствие и позиция университета в ведущих зарубежных рейтингах — QS World University Rankings, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities.