федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Чувство защищенности - главное, что дает профсоюз студентам

Чувство защищенности - главное, что дает профсоюз студентам

Самарский университет

Интервью председателя профсоюза Сергея Заики

Заика Сергей бортжурнал СМИ о Самарском университете Полет (газета) профсоюзная организация студентов студенту
25.11.2021 2021-11-25
О том, зачем студентам Самарского университета нужен профсоюз, чем он занимается
и чем отличается от других вузовских организаций, рассказывает инициатор его создания и председатель Сергей Заика.
– Какой охват вашего профсоюза?
– Состав колеблется примерно на уровне 7-8 тыс. человек (из 10 тыс., охваченных очной формой обучения), этот показатель увеличивается в сентябре, когда приходят первокурсники, но снижается зимой и летом – за счёт выпускников. Это осознанное, сугубо добровольное членство ребят с разных факультетов и курсов.
В каких-то институтах и факультетах (институте двигателей и энергетических установок, например) в профсоюзе состоят 90% обучающихся: они готовят себя к работе на крупных предприятиях с большим коллективом, так что четыре-шесть лет профсоюзного стажа, полученного в вузе, дадут им больше возможностей, помогут в получении жилья. А вот на IT-направлениях интерес к участию в профсоюзе меньше: будущая работа выпускников достаточно сильно индивидуализирована, поэтому коллективные формы защиты прав им не очень интересны.
– Какую роль в вашем профсоюзе играют обучающиеся профильным для профсоюзов общественным наукам, в частности социологи, историки, политологи и юристы?
– Участвуя в работе профсоюза, они получают навыки, полезные в их будущей деятельности. Наш актив - это в основном ребята с первых трёх курсов: потом многие идут работать, и у них гораздо меньше свободного времени. Независимо от профиля обучения те, кто активно участвует в работе профсоюза, должны владеть нормативно-правовой базой, нести ответственность за свою академическую группу, представлять её интересы, владеть управленческими навыками. В этом, если хотите, фишка вузовских профсоюзов.
– Вузовские профорганизации обычно имеют три основные цели: реализация творческой активности обучающихся (учеба, наука, спорт, культура), развитие студенческой демократии (права, возможности, ответственность) и социально-правовая защита. Чему из перечисленного вы уделяете наибольшее внимание?
– У нас приоритет отдан социально-правовой защите. Именно этим компетенциям мы стараемся в первую очередь обучить профоргов, которые есть в каждой группе обучающихся. Мне хотелось бы, чтобы профсоюз работал и по остальным двум направлениям, поэтому иногда проводим яркие масштабные проекты развлекательного или образовательного характера.
– Какие стимулы (бонусы) существуют для ваших активистов?
– Единственный их стимул – возможность участвовать в наших крутых проектах. У нас небогатая профорганизация с маленьким вступительным взносом, который не менялся много лет. Я с самого начала не был сторонником особых поощрений для активистов, опасаясь, что такая организация замкнётся сама в себе. Я же предпочитаю, чтобы профсоюз вовлекал в свою работу всё новых участников.
– Во имя чего в наше прагматичное время ребята, заботящиеся о карьере и портфолио, участвуют в вузовском профсоюзе?
– Для одних это тусовка, для других – идея, но для всех – это реальная возможность решить какой-то актуальный вопрос, который до того не решался. Профсоюз – организация, притягивающая добрых и открытых людей, своего рода сообщество
людей-единомышленников, близких по мировосприятию, неравнодушных. А те, кто рассматривал профсоюз как некую кормушку, отсеиваются сами. Не всем хочется реально работать. У профсоюзов, в моём понимании, как у студотрядов или творческих коллективов, есть общность, своя атмосфера, и люди собираются не ради
денег или бонусов. 
– Ваше представление об идеальном студенте: на что должен быть направлен воспитательный процесс в вузе?
– Важно, чтобы любой обучающийся имел возможность раскрыть свой потенциал, что само по себе важно. И в Самарском университете это работает. Пример из моей студенческой жизни: вскоре после поступления на факультет двигателестроения меня как человека, ранее занимавшегося журналистикой, пригласили на семинар молодых писателей. Я пришёл с этим в деканат, и он спонсировал мою поездку. Что касается нынешних студентов, то мне представляется, что главное, чем они должны овладеть, – умением самостоятельно учиться. В университете для этого есть масса возможностей.
– Ваша деятельность направлена на развитие в обучающихся гражданской активности. Как они смогут использовать этот опыт в дальнейшем, по окончании университета?
– Главное, что получают активисты нашего профсоюза, – это не столько гражданская позиция, сколько навыки коммуникации, которых сейчас многим не хватает. Ведь в профсоюзе собираются люди разных интересов, взглядов, психологических качеств,
специальностей, но у них есть общие цели, которые достигаются при участии всего коллектива. Мы даём чувство защищённости, некую страховку от возможных проблем и неприятностей. В нашем профсоюзе у человека формируется навык командной работы, что очень важно в любом виде его последующей трудовой деятельности. Мы не побуждаем его к профсоюзной активности по месту работы. Это его выбор, а вот коммуникации важны для всех.
– В чём смысл продвигаемого вами Кодекса этики обучающихся в Самарском университете?
– Мы хотим, чтобы у всех студентов нашего вуза, независимо от факультета, курса и формы обучения, была единая, общая самоидентификация, норма поведения в реальной и виртуальной среде. В тех вузах, где подобный кодекс есть, эта идея хорошо работает: с момента поступления у молодого человека формируется понимание того, что можно, а что не совсем приемлемо, что есть права, а есть и некие (пусть неформальные) обязанности, вытекающие из вузовских традиций. Со временем в вузе появится сообщество, связанное общими ценностями и приоритетами.
– Каким образом ваш профсоюз влияет на организацию учебного процесса (что особенно актуально в период пандемии)?
– Мы реагируем, если со стороны обучающихся есть запросы. И администрация вуза всегда идёт навстречу студентам. И всё же в нашей компетенции больше бытовые вопросы и вопросы нормативно-правового характера.
– Какие вопросы администрация университета согласовывает с вашим профсоюзом?
– Все нормативно-правовые акты, затрагивающие положение обучающихся, согласовываются с нашим профсоюзом, и, как показывает мой четырёхлетний опыт председательства, вуз всегда идёт им навстречу.
Со своей стороны, профсоюз помогает администрации учитывать все нюансы и риски принимаемых ею решений. Механизм согласования разный: если со стороны профсоюза замечаний нет, я как его председатель визирую данный документ, а если есть – начинается переговорный процесс, совещания в разных форматах.
– Социология фиксирует взаимосвязь между участием в студенческом самоуправлении и такими факторами, как уровень успеваемости (наибольшей активностью отличаются те, у кого он не меньше 4), уровень материального достатка (обучающиеся на бюджетных местах более активны по сравнению со студентами, которые обучаются на платной основе), степень общей удовлетворенности жизнью (более активны те, кто в целом доволен своей жизнью). Прокомментируйте эти результаты, совпадают ли они с вашими наблюдениями?
– Я эти социологические моменты не прочувствовал. Если у человека есть желание (потребность) помогать другим, он это делает с помощью нашего профсоюза независимо от названных факторов.
– Вы занимаете пост в ректорате университета. Как вам удаётся избегать конфликта интересов, ведь любой профсоюз в определённой степени оппонент администрации вуза?
– У нас достаточно прогрессивный ректорат. Есть вопросы, для решения которых нужно время (так, практически невозможно сразу решить вопросы, требующие федерального финансирования). Конфликта интересов нет, потому что профсоюзная работа предполагает, что заинтересованные стороны хотят договориться и договариваются. У нас не возникало проблем, в которых моя должность мешала бы выполнению моих функций председателя вузовского профсоюза.
И наоборот, ректорат никогда не оказывал давления на меня, чтобы добиться определённой позиции профсоюза в каком-то дискуссионном вопросе. Наш ректорат видит в профсоюзе партнёра, который в состоянии выделить внутривузовскую проблему и предложить способ её решения. В моём случае это так, хотя я допускаю, что в других вузах ситуация может складываться и по-другому.
– Ваши ближайшие планы – профсоюзные и личные?
– Недавно провели обучение профоргов-первокурсников, теперь будем готовиться ко Дню студента 25 января... Работы много. Мы делаем ставку на развитие системы из 15 факультетских профбюро – структурных подразделений вузовского профкома, где ведётся конкретная работа в интересах обучающихся на данном факультете (при помощи и при участии университетского профкома конечно).
Четыре из пяти лет, которые предусмотрены для выполнения обязанностей председателя профкома, уже прошли. Задают вопрос о новом сроке, но у меня позиция чёткая – надо давать дорогу молодёжи, которая не только по возрасту ближе к основному контингенту обучающихся и знает их тренды, но и успела уже зарекомендовать себя. А я свою миссию, полагаю, выполнил.
Источник: volga.news
1