федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Коллекцию Центра истории авиационных двигателей пополнил двигатель из Канады

Коллекцию Центра истории авиационных двигателей пополнил двигатель из Канады

Самарский университет

Мотор фирмы Pratt & Whitney Canada позволит студентам понять различные подходы к проектированию авиадвигателей

Зрелов Владимир Лейковский Илья центр истории авиационных двигателей институт двигателей и энергетических установок кафедра конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов сотруднику студенту
20.01.2022 2022-01-19

Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД) Самарского университета им. Королёва получил новый экспонат: авиационный двигатель производства фирмы Pratt & Whitney (Canada) - PW118. Это седьмой зарубежный экземпляр в уникальной коллекции центра, насчитывающей около сотни авиационных и ракетных двигателей - большая часть которых созданы российскими и советскими конструкторскими бюро. Помимо них в ЦИАД представлены образцы из Англии, Германии и Чехии.

Двигатель PW118 был разработан около 35 лет назад, но он достаточно активно эксплуатируется в наше время - им оснащаются региональные турбовинтовые пассажирские самолеты бразильского производства Embraer EMB 120, а модификация этого двигателя устанавливаются на популярные среди отечественных авиакомпаний региональные самолеты ATR-72 и ATR-42. В нашей стране аналогом этих машин являются Ил-114 и его предшественник - Ан-24.

Образец PW118, доставленный в ЦИАД, был произведен в 1990 году. Он уже выработал ресурс, был списан и готовился к утилизации. Специалисты университета при поддержке выпускников смогли выкупить этот двигатель и доставить его в Самару.

ЦИАД является одновременно музеем и научно-образовательным центром, где будущие инженеры изучают историю и закономерности развития аэрокосмического двигателестроения. В ближайшей время PW118 станет новым методическим пособием для студентов-двигателистов.

“Pratt & Whitney это дальний “родственник” отечественных двигателей АИ-24 и ТВ3, представленных в нашей коллекции. Первый устанавливался на хорошо известных региональных самолетах Ан-24, на основе второго создана линейка моторов для более современных Ан-140 и Ил-114.
Тем не менее канадские конструкторы опирались на несколько иную логику проектирования, использовали ряд оригинальных технических решений, которые не свойственны отечественной школе двигателестроения. На первый взгляд что-то кажется излишне сложным или даже необоснованным, но выбранные решения, например, позволили вписать в очень ограниченный объем мотогондолы все необходимые элементы.
Понимание различных конструкторских походов существенно расширяет кругозор будущих инженеров, открывает для них возможность сочетания разных технологий в процессе создания двигателей будущего”,
- отметил директор ЦИАДа, профессор Владимир Зрелов.


Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД) Самарского университета им. Королёва - крупнейшая в мире коллекция отечественных газотурбинных двигателей.

Здесь представлены подлинные образцы авиационных и ракетных двигателей, включая такие исторические и уникальные экземпляры как:

  • Первый в мире серийный газотурбинный двигатель JUMO-004, производства Германии времен Второй мировой войны.
  • ТРД РД-3М – турбореактивный двигатель, разработанный в 1949 году для самолёта Ту-16 и являвшийся на тот момент самым мощным в мире авиадвигателем.
  • Двигатель-великан Д-18Т – он почти 5,5 метра в длину и 2,3 метра в диаметре, весит 4,1 тонны, устанавливается на сверхтяжелые транспортные самолеты Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия".
  • Первый в мире авиационный криогенный двигатель, работающий на жидком водороде - НК-88. Он был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года.
  • Первый в мире газотурбинный двигатель РД-36-51А, разработанный для длительного сверхзвукового полета без использования форсажной камеры. Он был создан для пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144Д.
  • Самый мощный серийный турбовинтовой двигатель в мире - НК-12М для стратегического бомбардировщика Ту-95.
  • Вертолётный двигатель ТВЗ-117, благодаря которому вертолёты могут подниматься выше Эвереста.
  • Двигатель ракеты-носителя "Восток" РД-107. Именно с помощью РД-107 и его модификаций был запущен первый искусственный спутник Земли и состоялся первый полёт человека в космос, были обеспечены успешные полёты автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", "Союз", "Союз-Т". Здесь же представлен его прототип - РД-100, изготовленный для первой в СССР баллистической ракеты дальнего действия Р-1.
  • Жидкостный ракетный двигатель для "лунной" ракеты Н1 - НК-33.

Фото Елены Памурзиной