Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД) Самарского университета им. Королёва получил новый экспонат: авиационный двигатель производства фирмы Pratt & Whitney (Canada) - PW118. Это седьмой зарубежный экземпляр в уникальной коллекции центра, насчитывающей около сотни авиационных и ракетных двигателей - большая часть которых созданы российскими и советскими конструкторскими бюро. Помимо них в ЦИАД представлены образцы из Англии, Германии и Чехии.
Двигатель PW118 был разработан около 35 лет назад, но он достаточно активно эксплуатируется в наше время - им оснащаются региональные турбовинтовые пассажирские самолеты бразильского производства Embraer EMB 120, а модификация этого двигателя устанавливаются на популярные среди отечественных авиакомпаний региональные самолеты ATR-72 и ATR-42. В нашей стране аналогом этих машин являются Ил-114 и его предшественник - Ан-24.
Образец PW118, доставленный в ЦИАД, был произведен в 1990 году. Он уже выработал ресурс, был списан и готовился к утилизации. Специалисты университета при поддержке выпускников смогли выкупить этот двигатель и доставить его в Самару.
ЦИАД является одновременно музеем и научно-образовательным центром, где будущие инженеры изучают историю и закономерности развития аэрокосмического двигателестроения. В ближайшей время PW118 станет новым методическим пособием для студентов-двигателистов.
“Pratt & Whitney это дальний “родственник” отечественных двигателей АИ-24 и ТВ3, представленных в нашей коллекции. Первый устанавливался на хорошо известных региональных самолетах Ан-24, на основе второго создана линейка моторов для более современных Ан-140 и Ил-114.
Тем не менее канадские конструкторы опирались на несколько иную логику проектирования, использовали ряд оригинальных технических решений, которые не свойственны отечественной школе двигателестроения. На первый взгляд что-то кажется излишне сложным или даже необоснованным, но выбранные решения, например, позволили вписать в очень ограниченный объем мотогондолы все необходимые элементы.
Понимание различных конструкторских походов существенно расширяет кругозор будущих инженеров, открывает для них возможность сочетания разных технологий в процессе создания двигателей будущего”, - отметил директор ЦИАДа, профессор Владимир Зрелов.
Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД) Самарского университета им. Королёва - крупнейшая в мире коллекция отечественных газотурбинных двигателей.
Здесь представлены подлинные образцы авиационных и ракетных двигателей, включая такие исторические и уникальные экземпляры как:
- Первый в мире серийный газотурбинный двигатель JUMO-004, производства Германии времен Второй мировой войны.
- ТРД РД-3М – турбореактивный двигатель, разработанный в 1949 году для самолёта Ту-16 и являвшийся на тот момент самым мощным в мире авиадвигателем.
- Двигатель-великан Д-18Т – он почти 5,5 метра в длину и 2,3 метра в диаметре, весит 4,1 тонны, устанавливается на сверхтяжелые транспортные самолеты Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия".
- Первый в мире авиационный криогенный двигатель, работающий на жидком водороде - НК-88. Он был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года.
- Первый в мире газотурбинный двигатель РД-36-51А, разработанный для длительного сверхзвукового полета без использования форсажной камеры. Он был создан для пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144Д.
- Самый мощный серийный турбовинтовой двигатель в мире - НК-12М для стратегического бомбардировщика Ту-95.
- Вертолётный двигатель ТВЗ-117, благодаря которому вертолёты могут подниматься выше Эвереста.
- Двигатель ракеты-носителя "Восток" РД-107. Именно с помощью РД-107 и его модификаций был запущен первый искусственный спутник Земли и состоялся первый полёт человека в космос, были обеспечены успешные полёты автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", "Союз", "Союз-Т". Здесь же представлен его прототип - РД-100, изготовленный для первой в СССР баллистической ракеты дальнего действия Р-1.
- Жидкостный ракетный двигатель для "лунной" ракеты Н1 - НК-33.
Фото Елены Памурзиной