федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Победитель конкурса "Лидеры России" Андрей Прокофьев о разработке нового экологичного двигателя для гражданской авиации

Победитель конкурса "Лидеры России" Андрей Прокофьев о разработке нового экологичного двигателя для гражданской авиации

Самарский университет

Эскизную проработку проекта ученые Самарского университете им. Королева планируют завершить к концу 2023 года

Лидеры России (конкурс) Наука сотруднику Достижения сотрудников Конкурсы ОДК-Кузнецов Исследования разработки НОЦ газодинамических исследований Партнеры Ростех Прокофьев Андрей
22.02.2022 2022-02-22

Победитель трека "Наука" четвертого сезона конкурса управленцев "Лидеры России" – флагманского проекта президентской платформы "Россия – страна возможностей" – Андрей Прокофьев сообщил о научных исследованиях по созданию экологичного двигателя для гражданской авиации. Эскизную проработку проекта ученые Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королева планируют завершить к концу 2023 года.

В 2023 году российские ученые и инженеры планируют создать опытный образец нового экологичного двигателя для гражданской авиации. Его разработкой занимается Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева совместно с партнерами. Об этом сообщил победитель трека "Наука" конкурса "Лидеры России" – первый проректор – проректор по научно-исследовательской работе Самарского университета, доктор технических наук Андрей Прокофьев. "Любой современный авиационный двигатель генерирует вредные выхлопы, которые необходимо минимизировать. В гражданской авиации это требование сегодня выходит на первое место", – отметил он.

Андрей Прокофьев пояснил, что прикладные исследования идут в нескольких направлениях, и ученым Самарского университета приходится решать довольно сложные и противоречивые задачи. "Вместе с экологичностью остается актуальным повышение топливной эффективности двигателя: образно говоря, чтобы за литр керосина можно было дальше улететь. Но есть четкая закономерность: чем выше давление в камере сгорания газотурбинных двигателей, что повышает топливную эффективность, тем больше вредных выбросов. Поэтому перед нами стоит довольно противоречивая задача – повышая давление в камере сгорания, снижать вредные выбросы", – отметил Андрей Прокофьев.

Исследования проходят на базе Научно-образовательного центра газодинамических исследований Самарского университета с участием партнеров, большинство из которых входят в АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ГК "Ростех").

Разработчики выяснили, что обеспечивать высокую топливную эффективность и вместе с тем снижать вредные выбросы окиси азота и оксида углерода позволяет, в частности, добавление водорода в авиационный керосин. "В авиационной технике не целесообразно полностью переходить на водород: он легкий и занимает больший объем, что неприменимо для гражданских самолетов. А вот небольшое подмешивание очень чувствительно и экологически, и экономически. В ближайшее время нам необходимо определить оптимальное процентное содержание водорода в авиационном топливе, затем начнутся конструкторско-доводочные работы", – пояснил Андрей Прокофьев.

Он рассказал, что эксперименты в университете продолжаются непрерывно: только в 2022 году их запланировано порядка тридцати. "К концу 2023 года мы вместе с нашими индустриальными партнерами должны выйти на производство высокотехнологичной камеры сгорания для испытаний", – сообщил Андрей Прокофьев.

В 2021 году Самарский университет совместно с ПАО "ОДК-Кузнецов" взялся за решение еще одной сложнейшей задачи – создание газогенератора для трехвального газотурбинного авиационного двигателя, который является самым экономичным в мире. Сегодня подобные устройства производят всего три компании в мире. В России их пока нет. "К концу 2023 года мы должны сдать технический проект такого газогенератора. А для этого требуется оптимизация более чем ста параметров авиационного двигателя – процессов газодинамики, горения, прочности, смазки подшипников. Это крайне сложная математическая задача, – сообщил Андрей Прокофьев. – Мы надеемся, что наша разработка станет технологическим прорывом, и Самара обретет статус мирового центра авиационного двигателестроения".

Всего участниками трека "Наука", который на протяжении двух лет проводится в рамках конкурса управленцев "Лидеры России", стали более 25 тыс. россиян со всей страны, 63 человека объявлены победителями.

Суперфинал четвертого сезона конкурса "Лидеры России" пройдет с 24 по 27 марта 2022 года в Москве. Все 300 участников суперфинала получат образовательный грант в размере 1 млн рублей, а 100 победителей – также возможность поработать с лучшими управленцами страны.

Источник: rsv.ru