Ученые Самарского университета научились выявлять болезни почек по капле крови

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Biomedical Optics Express

Братченко Иван кафедра лазерных и биотехнических систем Наука Исследования разработки сотруднику сотрудничество в сфере медицины
18.04.2022 2023-11-09

Ученые Самарского университета научились по одной капле крови диагностировать нарушения функции почек. Для этого они использовали современные технологии спектроскопии и нейросетевые математические модели. Авторы ожидают, что их разработка ляжет в основу доступного метода для практической медицины. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Biomedical Optics Express.

В современной медицинской практике анализ крови остается одним из наиболее доступных и распространенных методов первичной клинической диагностики. Известно, что можно значительно расширить возможности анализа, если перейти от отдельных показателей или их совокупности к рассмотрению сразу всего комплекса изменений компонентного состава крови.

Такую возможность предоставляет поверхностно-усиленная рамановская спектроскопия, отметил доцент кафедры лазерных и биотехнических систем Самарского университета им. Королева Иван Братченко.

"При взаимодействии света с образцом крови меняется энергия фотонов. Отслеживая эти изменения энергии, можно определить химический состав исследуемого образца. Применение продвинутого математического аппарата на основе нейросетей помогает найти зависимости между оптическим сигналом и химическим составом крови. Это позволяет с высокой степенью точности определить наличие заболевания и оценить тяжесть течения болезни", — рассказал он.

Новый метод, разработанный учеными Самарского университета им. Королева и Самарского государственного медицинского университета, по мнению авторов, сделает анализы более доступными и повысит качество медицинской помощи пациентам.

"Мы использовали новую методику усиления оптического сигнала на основе эффекта плазмонного резонанса, который наблюдается при применении наночастиц благородных металлов. В сравнении со стандартными средствами диагностики наш подход не требует сложной подготовки образцов и применения дополнительных химических реагентов. Это делает анализ точнее и в разы дешевле зарубежных аналогов", — объяснил Братченко.

Новый метод был апробирован на образцах плазмы крови больных с хронической болезнью почек и с высокой степенью точности показал угнетение функции этого органа, отмечают авторы.

Следующим шагом станут широкие клинические испытания предложенного метода. В первую очередь, планируется расширить его применение на выявление сердечно-сосудистых патологий, оценку тяжести развития диабета и других социальных заболеваний.

Работа была поддержана грантом РНФ №21-75-10097.

Фото: Егор Сизов