федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Самарский университет им. Королева представил на конкурс проект создания передовой инженерной аэрокосмической школы

Самарский университет им. Королева представил на конкурс проект создания передовой инженерной аэрокосмической школы

Самарский университет

Федеральный проект Минобрнауки России "Передовые инженерные школы" решает задачу подготовки инженеров новой формации

партнеру РКЦ "Прогресс" сотруднику студенту Конкурсы Передовые инженерные школы (ПИАШ) Министерство науки и высшего образования РФ Гранты институт авиационной и ракетно-космической техники разработки Исследования Наука Фальков Валерий Ткаченко Иван Богатырев Владимир
31.05.2022 2022-05-31

30 мая Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П.Королева подал заявку на участие в федеральном проекте "Передовые инженерные школы" (ПИШ). Минобрнауки России инициировало этот проект, чтобы с помощью грантовой поддержки вузов-победителей организовать в них подготовку инженеров новой формации. Процесс обучения будет строиться на взаимодействии университетов с высокотехнологичными компаниями-лидерами.

"Гранты предоставляются вузам на создание передовых инженерных школ по ключевым направлениям развития науки и технологий. "Передовые инженерные школы" — это уникальный проект по опережающей подготовке инженерных кадров с учетом запроса отрасли. Ранее такая практика приветствовалась, теперь же государство готово ее поддерживать системно", — пояснил Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования России.

Сегодня России нужны новые инженерные кадры, которые смогут дать достойный ответ на глобальные научно-технологические вызовы. Они должны владеть наукоемкими и мультидисциплинарными технологиями, уметь работать в кросс-функциональных командах в гибких форматах.

"Мы видим острую потребность в инженерах новой формации и совершенствуем наши образовательные программы. Однако сегодня само время требует принципиально иных подходов к подготовке инженерных кадров. Федеральный проект "Передовые инженерные школы", который сейчас запускает Минобрнауки России, открывает перед вузами-победителями возможность реализовать самые революционные идеи, расширить материально-техническую базу и совершить качественный скачок в организации обучения. Именно поэтому мы стали участниками конкурса и готовы отстаивать наш проект", – подчеркнул Владимир Богатырев, ректор Самарского университета имени С.П. Королева.

Ключевые образовательные и научные компетенции Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева в инженерной сфере неразрывно связаны с аэрокосмической отраслью. На это прямо указывает его девиз: "Космос для жизни". Поэтому концепция Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ), предложенная вузом, охватывает такие направления, как космическое машиностроение, авиационное двигателестроение и информационные технологии. Она реализует базовый принцип университета: "Образование через исследования".

"Мы представили на конкурс программу создания Передовой инженерной аэрокосмической школы "Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники". Фронтирная инженерная задача, которая ставится перед школой, – это разработка комплексных решений по ускорению процессов создания и модернизации изделий аэрокосмической техники, а также подготовка инженерных кадров, способных это реализовать", – сообщил Иван Ткаченко, директор Института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета им. Королева.

В фокусе научно-исследовательской и образовательной деятельности ПИАШ Самарского университета – развитие комплекса технологий, критических важных для современного и будущего производства аэрокосмической техники. Именно они сформируют ядро Передовой инженерной аэрокосмической школы.

В их числе аддитивные технологии, новые виды сварки, механической обработки и сборки. Они будут неразрывно сочетаться с так называемыми "поддерживающими" технологиями – с автоматизацией и цифровизацией процессов производства, с созданием адаптивных интеллектуальных систем управления качеством, с современными методами проектирования авиационной и космической техники и рядом других направлений, без которых невозможно представить аэрокосмическую отрасль будущего.

Инфраструктуру ПИАШ составят: комплекс научно-технологических и экспериментальных лабораторий, цифровые интерактивные комплексы и пространства опережающей подготовки инженерных кадров, а также опытно-экспериментальные производства.

"Наши опытные экспериментальные производства мы рассматриваем как кибер-физические пространства для отработки и внедрения новых производственных, информационных и образовательных технологий. Они станут главным средством решения фронтирной инженерной задачи, для которой формируется ПИАШ в Самарском университете. Эти производства предстоит создать на базе университета при поддержке индустриальных партнеров", – пояснил Иван Ткаченко.

Ключевые индустриальные партнеры Самарского университета, готовые оказать поддержку проекту ПИАШ, – АО "Ракетно-космический центр "Прогресс", входящий в структуру Госкорпорации "Роскосмос", а также ПАО "ОДК-Кузнецов" Объединенной двигателестроительной корпорации. Соответственно, в рамках ПИАШ планируется развернуть два опытно-экспериментальных производства.

Одно из них – кибер-физический полигон или фабрика для отработки технологий завтрашнего дня по проектированию и производству спутников. Его основой станет производственно-испытательный комплекс малых космических аппаратов, созданный "РКЦ "Прогресс" на территории университетского кампуса совместно с Самарским университетом им. Королева.

Второе – экспериментальное производство малоразмерных газотурбинных двигателей. Оно будет представлять собой информационно-технологическую платформу, в которой вычислительные ресурсы интегрируются в физические объекты посредством промышленного интернета вещей, искусственного интеллекта и предиктивной диагностики.

Индустриальные партнеры обеспечат школу необходимым оборудованием, ресурсами и базами практик, а также заказами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Эти предприятия, наряду с другими предприятиями аэрокосмической отрасли, станут основными потребителями результатов деятельности школы – высококвалифицированных кадров, технологий и результатов интеллектуальной деятельности.

В рамках ПИАШ, с момента ее создания, будут запущены перспективные образовательные программы. Концепция школы предусматривает формирование гибких индивидуальных образовательных траекторий, а также привлечение вузов-партнеров в рамках сетевых образовательных программ.

"Принципиальным отличием от традиционных подходов в подготовке инженеров новой формации станет формирование для высокотехнологических компаний аэрокосмической отрасли уникальных междисциплинарных команд специалистов, обладающих метакомпетенциями. В составе такой команды планируется выделение нескольких ролей, в том числе: дизайнер производственных систем, технолог, специалист по управлению качеством продукции и производства, инженер-кибернетик", – отметил Владимир Богатырев.

Формирование научного коллектива, профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся в ПИАШ будет вестись на конкурсной основе. Отбор будет организован на базе трех институтов Самарского университета им. Королева, составляющих ядро его аэрокосмического направления: института авиационной и ракетно-космической техники, двигателей и энергетических установок, информатики и кибернетики.

Как пояснил Владимир Богатырев, ожидаемые результаты деятельности Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королева до 2030 года должны стать 15 новых образовательных программ, более 1,5 тыс. выпускников ПИАШ, трудоустроенных на предприятиях аэрокосмической отрасли, 15 новых, современных образовательных пространств, два опытно-экспериментальных производства.


Федеральный проект "Передовые инженерные школы"

Цель запуска федерального проекта "Передовые инженерные школы" – ускорить решение важной государственной задачи по подготовке инженеров новой формации посредством грантовой поддержки университетов. Этот процесс будет выстроен во взаимодействии университетов с высокотехнологичными компаниями-лидерами.

Минобрнауки России установило, что подготовка кадров в рамках передовых инженерных школ должна вестись по приоритетным направлениям развития техники и технологий, таким как цифровое проектирование и моделирование, разработка и применение цифровых двойников, передовые производственные технологии, новые материалы и аддитивные технологии, робототехника и мехатроника, квантовые технологии и т.д.

Отбор вузов для участия в проекте проходит на конкурсной основе. Заявку на участие в конкурсе мог подать любой вуз России, сроки подачи заявки – не позднее 30 мая 2022 года.

Конкурсный отбор университетов, которые получат статус участника проекта, будет проводить специально учрежденный Совет по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ. В его состав войдут представители различных научных направлений и отраслей экономики.

Оператором проекта выступает ФГАНУ "Социоцентр", который отвечает за организационно-техническое, информационное и методическое сопровождение проекта. Ответственным за экспертно-аналитическое сопровождение проекта назначен Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".

Университеты – участники проекта "Передовые инженерные школы" смогут использовать средства гранта на ряд направлений:

  • создание или усовершенствование условий подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики страны;
  • привлечение работающих инженеров к осуществлению преподавательской деятельности в передовых инженерных школах;
  • создание на базе передовых инженерных школ специальных образовательных пространств, как например, цифровые, "умные", киберфизические фабрики;
  • повышение квалификации, в том числе в форме стажировок на базе высокотехнологичных компаний, управленческих команд и профессорско-преподавательского состава передовых инженерных школ;
  • прохождение стажировок вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы с наставниками, для лучших студентов.