федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Бой длился несколько минут"

"Бой длился несколько минут"

Самарский университет

Из воспоминаний Ивана Финютина, начальника охраны КуАИ, Героя Советского Союза

80-летие университета Научный полк Полет (газета) история университета сотруднику студенту бортжурнал
18.05.2022 2022-05-18

Из воспоминаний Ивана Финютина, начальника охраны КуАИ в 1981-85 годах, Героя Советского Союза:

– Это было зимой в последний год войны. Наш гвардейский танко-самоходный полк был брошен в прорыв, сделанный в немецкой обороне. Под городом Блендув мы попали под сильный удар немецких шестиствольных минометов. Гусеница нашей самоходки была перебита, и мы вынуждены были выйти из боя. Прибыли ремонтники, и всю ночь мы вместе с ними устраняли повреждение. А на рассвете, проводив "летучку", решили немного закусить и отдохнуть. Не успели расположиться, как услышали шум танковых моторов. Я скомандовал: "К бою!" – а сам подумал: "Откуда танки? Свои уже впереди. Если танки второго эшелона, то они бы шли с востока. А эти прутся с северо-запада".

Как старший и более опытный из нашего экипажа я понимал, что танки эти, скорее всего, немецкие. Из тех, что были в обороне против нашего правого соседа. Оборону прорвали, и они отклонились влево. И как бы в ответ на мои раздумья в шлемофоне раздался голос наводчика Володи Петрова:

– Ваня, "пантеры"! Вот сволочи, по нашим с тыла хотят ударить. Их шесть штук, нас они не видят.

Слежу за этими зверями, а сам думаю: "Что же предпринять?"

Рассудил: коль они нас не заметили, нужно выбрать момент и пристроиться сзади к колонне. Так и сделали: в шуме и грохоте незаметно пристроились к последнему танку. Ставлю задачу наводчику:

– Володя, как только фрицы начнут поворачивать, бей по переднему.

И когда дорога повернула, он улучил момент, взял "пантеру" на прицел и нажал на спуск. Сначала нам показалось, что выстрел не достиг цели: танк двигался. Но вдруг резко встал, его окутал чёрный дым. Вторая "пантера" вспыхнула тотчас же. Немцы не смогли сразу определить, откуда ведут по ним огонь. Наконец поняв, третья "пантера" так быстро изготовилась к бою, что мы не успели ахнуть. Первый снаряд угодил нам в лобовую броню. Она выдержала. Наш наводчик первым понял, что следующий снаряд для нас будет последним, и на какую-то долю секунды опередил немца. Разделавшись с третьим танком, он тут же перенёс огонь на четвёртый. Тот стрелял по нам из неудобного положения и не причинял никакого вреда.

И тут мы увидели то, чего никак не ожидали. Две последние немецкие машины ударились в бега. Зная их ходовые качества, я был уверен: далеко они не уйдут. Когда я, ведя самоходку на предельной скорости, проскочил лесок и занял положение для стрельбы, обе "пантеры" были в прицеле Володи, как на ладони. Меткими выстрелами он быстро поджёг обеих "беглянок". Немецкие наводчики не сделали ни одного выстрела.

Этот бой длился всего несколько минут.

По материалам газеты “Полет”, №6, 2015 год