федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Он фотографировал войну

Он фотографировал войну

Самарский университет

Запечатлённая на фотоплёнке Великая Отечественная война осталась с Алексеем Сорокиным на всю жизнь

Полет (газета) бортжурнал студенту сотруднику Научный полк 80-летие университета история университета
01.06.2022 2022-06-01

Запечатлённая на фотоплёнке Великая Отечественная война осталась с Алексеем Сорокиным на всю жизнь. Она по сей день «живёт» в его старых военных альбомах.

Ветеран Великой Отечественной войны Алексей Михайлович Сорокин из Самары от моих вопросов о суровых военных буднях лишь отмахивался: «Я же был лётчиком в эскадрилье связи, мы не участвовали в боях». При этом на счету Алексея Михайловича 1597 самолето-вылетов и 720 часов налетов!

Но мы, корреспонденты, народ настырный: «Может быть, у вас есть фотографии тех лет?» И Алексей Михайлович оживает: «Конечно есть! Я сам очень много фотографировал!». И выложил перед моим заинтересованным носом альбомы с пожелтевшими, но всё же очень чёткими снимками, среди которых попадались даже цветные. «Я первый раз там, за границей, увидел цветную плёнку, – рассказывает ветеран, – марки АКФА». «А знаете, – вдруг добавил он, – у меня и негативы сохранились, правда, не все, многое пришлось уничтожить: время после войны было неспокойное, надо было быть очень осторожным».


Рассмотреть подписи на фотоколлаже можно в газете «Полет»

Чего только в том альбоме не было! Молодые, веселые и серьезные лица фронтовиков. Очень много девушек – связь на войне обеспечивали в основном они. Пес эскадрильи Дутик почти как сын полка – похоже, каждый желал с ним запечатлеться! Очень много в фотоальбомах оказалось пейзажей… и младенцев. Дети на фотографиях у Алексея Сорокина получались особенно хорошо.

Разговорившись, я узнала, что в апреле 1940-го Алексей Сорокин закончил аэроклуб и поступил в Свердловскую военную школу пилотов, окончил ее и в 1941-1942 годах работал инструктором. В 1942 году он и еще 14 пилотов должны были налаживать связь с партизанами, воевавшими под блокадным Ленинградом. Но не было самолетов. Пилоты маялись в ожидании техники с сентября по декабрь в городе Ульяновске. А прилетев в подмосковный город Тушино, узнали, что их отправляют в Борисоглебск, где в 1943 году формировался 4-й истребительный авиационный корпус.

До декабря 1943 года Алексей Сорокин был пилотом 409 эскадрильи связи. А в конце того же года получил офицерское звание - младший лейтенант и стал штурманом звена. Победу он праздновал в Чехословакии, в Лейднице, в одном из самых значительных сооружений развитого Романтизма, его даже называют «Сад Европы» или «Райский сад». Позже, уже после взятия Бухареста, младшего лейтенанта Сорокина отправили на 15 суток в командировку, да еще выдали зарплату, о которой до этого не было слышно несколько месяцев. Оказавшись в городе, Алексей, который с 8 лет страстно мечтал о фотографии и даже самостоятельно собрал свой первый аппарат, недолго стоял возле витрины фотомагазинчика. И купил самый дешевый немецкий «Фохтлендер» (аналог советской «Смены»), с сожалением посмотрев на недоступную хромированную «лейку».

Первое время фотографии печатал буквально на коленках, приспосабливая под фотолабораторию любую попавшуюся посудину, благо что проявители и бумага были трофейными. Запечатленная Алексеем Сорокиным война осталась с ним на всю жизнь. Алексей Михайлович после войны окончил КуАИ и остался работать в институте на двух кафедрах: станкорезания и металловедения.

Часть фотоархива Алексея Михайловича Сорокина сейчас находится в распоряжении редакции газеты «Полет».

Елена Памурзина