В июне 1941 года еще совсем молодой Валерьян, гоняя голубей на крыше, узнал о наступлении войны от своей бабушки. В августе того же года вместе с четырьмя друзьями он стал «токарить» и «слесарить» на заводе им. Масленникова, чтобы помочь своей стране. Затем он помогал «клепать» хвосты к самолетам Ил-2, после чего работал в 6-м цехе, где продолжал заниматься токарным делом вплоть до 1943 года. В 43-м году он подавал заявление в летное училище, но не прошел. Тогда же Валерьян Андреевич узнал, что ЦК комсомола объявил об образовании школы юнг по приказу адмирала Н. Г. Кузнецова, туда молодой человек и подал заявление и, получив путевку комсомола, разрешение от завода и от матери (так как был несовершеннолетним), прошел.
После сдачи экзаменов при распределении Валерьян Андреевич попал мотористом торпедных катеров и «морских охотников» в школу юнг на Соловецкие острова, входившие в систему Беломорской флотилии. Курсантов учили «ходить под воду», продалбливать дно для прокладки кабеля, ходить под парусом и на веслах. Однажды Валерьян Андреевич, подплывая к Заяцким островам, вместе со своей командой увидел перископ, торчавший из воды и принадлежавший, как позже оказалось, немецкой подводной лодке. Валерьян Андреевич рассказывает, что немцы в то время проявляли крайнюю разведывательную активность. Враги бросали в зону, где готовились кадры для флота, диверсантов-парашютистов с самолетов. Как-то раз, когда Валерьян Андреевич был в карауле на берегу Белого моря, охраняя баки с топливом, он увидел пробежавшую во тьме фигуру. Валерьян Андреевич выстрелил, а утром на том месте он увидел следы от ласт: то был немецкий разведчик. Валерьяну Андреевичу объявили благодарность.
После окончания с отличием в 1944 году школы, 17-летний Валерьян мог выбрать любой флот. Он просился на север, потому что там проходили крупные военные действия, но по какой-то причине был направлен на юг, на Черноморский флот. Как потом оказалось, это событие спасло ему жизнь. Попал Валерьян Андреевич в легендарную 2-ю Новороссийскую Краснознаменную бригаду торпедных катеров. Участвовал в освобождении Румынии, высаживал десант в городе Констанца. Тип катера, на котором нес службу Валерьян Андреевич, моряки прозвали катером-смертником, так как на его борту находилось 2 торпеды, 8 тонн топлива, а дюралевая броня достигала 4 мм в толщину, поэтому в условиях боя вероятность воспламенения и взрыва была очень велика. При любых волнах катер сильно ударялся о воду и прыгал, за что людей, которые служили на нем, прозвали «кавалеристами». Приходилось всё время стоять на полусогнутых ногах, прыгая по волнам. Однажды корреспондент газеты «Правда» Всеволод Вишневский, побывавший в бригаде, образно сформулировал этот процесс как «подобный езде лихача шофера по шпалам железной дороги». Так Марков дошел до Вены по Дунаю, до Победы.
Закончилась война, но для Валерьяна Андреевича она всё еще продолжалась. «Морские охотники», на которых служил В. А. Марков, сопровождали корабли из Америки, Англии, Югославии, Греции и других стран по фарватерам через минные поля. Дело это было весьма трудным. Однажды при взрыве на катере Валерьян Андреевич получил небольшую рану в голову, из-за которой в 1948 году был демобилизован. В. А. Марков награжден множеством медалей, главной из которых он считает медаль Ушакова.
Когда Валерьян Андреевич вернулся из армии, он начал работать и учиться в вечерней школе. После 10-го класса он хотел стать фотокорреспондентом, так как с детства занимался фотографией. Но по некоторым причинам поступил учиться во Всесоюзный юридический институт, после окончания которого в 1959 году помогал создать лабораторию судебной экспертизы. Там Валерьян Андреевич начал заниматься криминалистикой и спустя некоторое время стал экспертом-криминалистом. Одно время Валерьян Марков работал в куйбышевском УВД. Позже, по семейным обстоятельствам, ему пришлось уехать в г. Красноярск, где он стал работать в криминалистической лаборатории. В те годы его очень заинтересовала проективная геометрия, которая позволяла реконструировать лицо по черепу. Он стал применять этот метод в экспертизе.
Валерьян Андреевич защитил диссертацию в Свердловске. В 1964-м его пригласили в Красноярский филиал Томского госуниверситета, где он преподавал криминалистику. Когда Валерьян Андреевич вернулся в Куйбышев, он пришел работать в Самарский госуниверситет (сейчас Самарский университет им. Королёва). Проработал он в нем 30 лет. Можно с уверенностью утверждать, что за это время В. А. Марков подготовил большое количество первоклассных специалистов. Практически в каждой прокуратуре есть ученики Валерьяна Андреевича.
По материалам газеты “Самарский университет”, 2010 год