Александр Куприянов, директор института информатики и кибернетики:
– Институт обладает уникальным сочетанием компетенций в области фотоники и информатики, имеющим междисциплинарный характер и позволяющим решать весь комплекс научно-технических задач в области киберфизических систем (КФС). Наши учёные будут проводить фундаментальные и прикладные исследования в области КФС для создания масштабируемых цифровых платформ и систем, предназначенных для получения, преобразования и передачи информации о состоянии среды обитания человека. Термин «киберфизические системы» подчёркивает взаимо-связь между физическими процессами и кибернетическими системами, обеспечивающими сбор, передачу, обработку информации и управление ею.
Мы будем транслировать цифровые компетенции в области искусственного интеллекта (когнитивные вычисления и когнитивная инженерия), интеллектуального анализа данных (аналитика Big Data), нейросетевых технологий (методы глубинного обучения), интернета вещей (IoT), технологий виртуальной и дополненной реальностей.
Дополненная (AR), виртуальная (VR) и смешанная (MR) реальности могут повысить эффективность преподавательской деятельности. Геймификация учебного процесса позволит заинтересовать студентов, удержать их внимание и надёжно передать знания.
Уже существуют примеры успешного внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в высшем образовании. Так, ИИ позволяют персонализировать процесс обучения, автоматизировать оценку качества учебной программы и контента. Технология призвана повысить эффективность как образовательного процесса, так и организационных аспектов жизни учебного заведения.
Согласно «Атласу новых профессий» Агентства стратегических инициатив, у института есть задел по многим направлениям, по которым в ближайшем будущем возникнет потребность в специалистах, – «Архитектор виртуальности», «Проектировщик нейроинтерфейсов», «Цифровой лингвист» и т. п. Очевидным преимуществом формирования таких направлений образования в институте является построение междисциплинарных связей для решения важных социальных, культурных и других задач и, как следствие, подготовка специалистов широкого профиля, адаптированных к быстро изменяющимся условиям жизни.