федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Геннадий Алексеевич Резниченко - полувековой опыт работы

Геннадий Алексеевич Резниченко - полувековой опыт работы

Самарский университет

Интервью редакции журнала "Форсаж" с доцентом Геннадием Резниченко

институт авиационной и ракетно-космической техники Резниченко Геннадий УВР бортжурнал Интервью сотруднику студенту журнал Форсаж
11.01.2023 2023-01-16
Что значит быть настоящим преподавателем? Как проходило студенчество в Куйбышевском Авиационном Институте? В чем секрет студенческой любви? Все это и многое другое рассказал  журналу «Форсаж» доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Геннадий Алексеевич Резниченко.
Расскажите немного о себе.
В 1970 году закончил факультет самолётостроения и был направлен по распределению на работу в конструкторское бюро шасси самолётов и вертолётов. После двух лет работы получил приглашение на должность ассистента кафедры конструкций самолётов. Первое занятие прошло ровно в день моего двадцатипятилетия, 21 сентября 1971 года, и в прошлом году я отметил 50 лет преподавательской работы. Защитил диссертацию на тему «Оценка массы авиационных конструкций на основе конечно- элементных моделей» и стал совмещать преподавательскую работу с административной. Был заместителем декана первого факультета летательных аппаратов, потом деканом. С 1998 по 2010 год работал проректором по учебной и воспитательной работе. С 2010 года работаю доцентом кафедры конструкций и проектирования летательных аппаратов.

Что самое интересное в работе преподавателя?
Самое интересное в нашей работе – это общение со студентами, особенно с теми, которые знают зачем пришли в университет. У них есть в голове задача, которую им нужно решить, например, построить самолёт. Студент понимает всю сложность процесса, но хочет встать в строй людей, которые делают самолёты. Его волнует, когда он смотрит в небо, а там инверсионный след самолета, интересует парение птицы в облаках. Даже когда парашютист опускается – всё вызывает живой отклик в его сердце. И если ко мне приходит такой ученик, то это большое счастье. Ты понимаешь, что знания нужны. Когда рассказываешь, видишь, как он всё впитывает, знаешь, что он будет востребован, когда придет на завод или в КБ.
Что бы вы посоветовали выпускникам, решившим остаться у нас в университете преподавать?
Коснусь только той работы, что связана с инженерной подготовкой, потому что тем, кто решил преподавать историю, философию, математику или биологию, я не берусь давать совет. Тем, кто преподаёт инженерные дисциплины, независимо от специализации: двигатели, эксплуатация, ракетостроение, самолётостроение – советую сначала получить производственный опыт. Начать преподавать, не зная с чем столкнётся выпускник на производстве — сложно. Большинство наших преподавателей, которые работают на кафедре имеют такой опыт. Даже если получилось так, что остался сразу, нужно запланировать в своей жизни достаточно длительные стажировки на производственных площадках. Месяц, два, три – нужно обязательно иметь непосредственное отношение к производству. Даже небольшой производственный опыт поможет стать настоящим преподавателем. Очень важно, чтобы для тебя завод, КБ и аэропорт были своими, и ты там себя чувствовал себя, как рыба в воде.
Пообщавшись с вашими студентами, я услышал много хорошего о вас. Скажите, в чем секрет вашей работы?
В Куйбышевском Авиационном Институте, отличительной чертой обучения была «педагогика сотрудничества». И студент, и преподаватель – это государевы люди. Государство говорит студенту: «Мы обеспечим твоё желание стать авиационным инженером, для этого даём другого государственного человека – преподавателя». Вы оба решаете одну задачу: повышение производственного потенциала страны. И хорошего результата легко достигнуть, если задача решается вместе. В этом смысле студент и преподаватель равноправны, один просто должен дать знания, а другой их взять. Я воспитанник этой школы, и исповедую эту идеологию. Если вижу, что человек всё освоил, всё знает, то я его не заставляю решать какие-то формальные задачи. У меня нет задачи заставить везде делать отступ на полях 2 сантиметра. Человек весь материал понял – могу смело зачёт поставить. Моя главная задача, чтобы человек знания получил и мог их потом применить.
Какой внеучебной деятельностью вы занимались в годы своего студенчества?
Что касается меня, то было всё очень просто. Я знал за чем пришёл, и не было большой сложности в выборе. В университете до сих пор функционирует авиамодельное конструкторское бюро и межкафедральное конструкторское бюро малой авиации. Они существовали ещё во времена моей учёбы, в 1964 году. Сам занимался там, руководил авиамодельным кружком школьников, был главным судьёй областных соревнований, это была существенная общественная нагрузка. Всё моё внеучебное время было этим занято. В общем-то, если говорить про внеучебную работу, то я приветствую любое увлечение, которое помогает лучше освоить выбранную профессию.
Какую книгу обязательно стоит прочитать, чтобы стать хорошим конструктором?
«Жизнь Бережкова» Бека Александра Альфредовича. Её я прочитал в детстве и по сей день руководствуюсь тем, что изложено в этой книжке.

Автор статьи: Алексей ПетряковАлексей Петряков, журнал "Форсаж"
Фото: Илья Самарин