федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Оксана Каранаева: "Не хочу менять прошлое"

Оксана Каранаева: "Не хочу менять прошлое"

Самарский университет

Интервью журнала "Форсаж" с доцентом кафедры сопротивления материалов

журнал Форсаж институт авиационной и ракетно-космической техники кафедра сопротивления материалов Год педагога и наставника Интервью бортжурнал студенту
17.01.2023 2023-01-23
Оксана Валериевна, расскажите немного о себе.
Родилась на Украине, выросла в Казахстане. До 16-ти лет жила в Актау, в красивом городе на берегу Каспийского моря. В 1995 году переехала в Самару, где заканчивала школу и стала определяться с вузом. Так как в детстве я училась в школе искусств, художественное отделение, то выбор мой пал на архитектурный факультет Самарского архитектурно-строительного университета (тогда он назывался СГАСА). Пошла даже на подготовительные курсы, но… Но меня уговорили за компанию поступать в Самарский аэрокосмический. И я поступила на 1-й факультет - жизнь удивительная штука. Учеба в университете меня увлекла, мне нравилось все, что было связано с самолетостроением. В результате закончила университет по специальности «Инженер технолог самолето- и вертолетостроения». А после выпуска пришла на кафедру сопротивления материалов в качестве инженера, и уже с сентября стала ассистентом, мне дали две группы студентов 2-го факультета.

Каким вы были студентом?
Я училась по-разному. Первый курс, пока был задел школьный, училась очень хорошо, тогда была рейтинговая система, списки лучших студентов вывешивали возле деканата, и я была в их ряду. Был период, когда не хватало мотивации, и жизнь в общежитии оказывала свое влияние. Но на старших курсах все становится на свои места…


Почему вы выбрали работу преподавателя?
Где-то на последних курсах ко мне начали подходить одногруппники с просьбой объяснить материал или даже сделать курсовую работу. Когда человек приходил, ничего не понимая в предмете, а уходя говорил, что здесь все легко и интересно, я поняла, что мне нравится объяснять и видеть живой отклик в глазах ребят. Однажды, когда мама застала мои занятия в общежитии, она предложила мне поступать на педагогический и преподавать в школе. Идея эта пришлась по душе, но судьба сама привела на кафедру сопромата.

Что самое интересное в вашей работе?
Все, не было ни дня, чтобы не было интересно: работа в коллективе, характеры людей, их результаты, развитие – в моей деятельности каждый день не похож на предыдущие.

Многие студенты несмотря на то, что вы достаточно требовательный преподаватель, любят вас. Расскажите, в чем секрет вашей работы?
Моя задача научить вас, чтобы вы, приходя с одним объемом знаний, уходили с чем-то большим. Чтобы поняли больше, научились большему, какие-то навыки приобрели и развили кругозор, свои способности и целеустремленность. Мне важен не только сухой, голый предмет, но и человек: его качества, его развитие.

Вкладываясь в студентов всей душой, вы не боитесь перегореть?
Я работаю с 2002 года, есть ли у меня выгорание? Хотя, когда порой год за годом, поток за потоком встречаешь студентов, которые не заинтересованы в результате, то могут опуститься руки. Просто ходить на работу и отбывать часы очень сложно, по крайней мере для меня. Ищу пути как обновить обстановку, например традиционно вела на 2-м факультете, теперь на 1-м. В двадцатом году встретилась с группой 3209 (прим. автора на данный момент 1402) и как будто глотнула свежего воздуха. И снова, как двадцать лет назад, захотелось вдохновенно работать. Это проблема очень острая на самом деле, и нужно стараться находить такие «глотки». Если говорить про группу 3209, то я очень благодарна этим ребятам. (Когда я выходила из декретного отпуска, в котором была 4 года, то увидела, как сильно изменились студенты. На вопрос «хотят ли они вообще знать предмет?» услышала ответ «Нет, а зачем?». В тот момент было сильное разочарование в студенте, и я подумала, зачем вообще нужна моя работа? Но когда пришла группа 3209, то поняла, что кому-то интересно, поняла, что пришли желающие учиться, способные ребята с горящими глазами.

Вернувшись в студенчество, какой бы совет вы могли дать сами себе?
Сложный вопрос, если честно, я над ним много думала. Совет, который изменил бы мой путь, я бы не давала. Каким бы этот путь ни был, сложным, витиеватым, с ошибками и успехами, разным, я настолько счастлива с теми, кто меня сейчас окружает и наполнена событиями в моей жизни, что не хочу менять прошлое.
 
Автор: Алексей Петряков
Фото: Илья Самарин
 
Страшное ли слово “сопромат”?
Когда я учился на первом курсе, ребята постарше часто пугали нас сопроматом. Тогда я действительно не понимал, что это такое и с чем его едят, но слово было страшное. Преподавателей сопромата я представлял, как пожилых профессоров, нудных и тихих, медлительных, которые годятся мне в дедушки, а то и в прадеды. На первом занятии я сильно удивился. Учить нас этой непростой дисциплине предстояло жизнерадостной, веселой и энергичной женщине, Оксане Валериевне. 
Тогда это вызвало у меня скептицизм, я не особенно доверял молодым преподавателям. Я сильно ошибся. Оксана Валериевна прекрасно преподносит информацию, ее занятия проходят быстро и довольно интересно. И она действительно заставляет учиться. В университете большинство преподавателей достаточно демократичны. Выучил - молодец, не выучил - ничего страшного. Оксана Валериевна подходит к обучению по-другому. Она, как классный руководитель, которому можно написать в 3 часа ночи и прислать вопрос по расчетной работе, сбросить на проверку эпюры и сесть все переделывать, потому что снова сделал где-то ошибку. 
Оксана Валериевна действительно болеет своим предметом. Она преподает его с любовью и очень переживает, когда ее старания уходят впустую. К сожалению, есть такие студенты, которые не понимают такого тщательного подхода к преподаванию. Но если ты действительно хочешь понять, хочешь разобраться, Оксана Валериевна это увидит и поможет. Скажите честно, стали бы вы при загруженной неделе, кипе работ, требующих проверки и много каких еще обязанностей помимо университета, в субботу, свой официальный выходной, назначать занятие и сидеть со студентами с 9 утра до 19 часов вечера?! А Оксана Валериевна станет. И не оставит ни одного студента без внимания. Каждый получит ответ на свой вопрос, каждая принесенная работа будет проверена. С таким подходом очень тяжело работать, потому что с такой полной отдачей легко выгореть, особенно когда видишь, что твой труд не ценят. Но Оксана Валериевна продолжает преподавать, и выходит это у нее замечательно. До сих пор те, кто учились у нее из моих друзей и знакомых, помнят почти все, что нам так настойчиво и с любовью преподносила Оксана Валериевна.
Я очень надеюсь, что и дальше Оксана Валериевна будет преподавать, что ее будут слушать и стараться понять, действительно стараться понять и разобраться, что же это за страшное слово Сопромат.

Данил Маренников