Елена Александровна Мокшина, ответственная за воспитательную работу в социально-гуманитарном институте (СГИ), рассказала о проведении воспитательной работы в СГИ, которая осуществляется по десяти направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, культурно-творческое, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, физическое, а также добровольческая деятельность и студенческое самоуправление в соответствии с «Рабочей программой воспитания университета» утвержденной 19.04.2022 года.
Мария Геннадьевна, начальник управления внеучебной работы, представила доклад «О физическом направлении воспитательной работы университета». Отметила, что физическое воспитание – это не только педагогический процесс, направленный на формирование здорового организма человека, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств, но и психофизическая подготовка и самоподготовка к будущей профессиональной деятельности. Рассмотрев цель, задачи, объекты и субъекты физического воспитания в Самарском университете, Мария Геннадьевна представила концептуальные идеи программы физического воспитания, рассмотрела направления физического воспитания и перечень проведения возможных мероприятий физического воспитания во внеучебном и в учебном процессе. Важным моментом в обсуждении стал вопрос обеспечения 85% обучающихся систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В ходе работы приглашенным спикером выступил доцент кафедры физвоспитания Решетин Александр Александрович по вопросу «Физическое воспитание в учебном процессе».
Физическое воспитание студентов в Самарском университете проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 3++ и рабочей программой дисциплины «Физическая культура» уровня бакалавриата. В рамках практических учебных занятий со студентами проводится учебная, методическая, воспитательная и оздоровительная работа. На кафедре физвоспитания культивируются индивидуальные и игровые виды спорта, такие, как футбол, баскетбол, волейбол, плавание, легкая атлетика, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, атлетическая гимнастика, спортивная гимнастика, борьба дзюдо, фитнес-аэробика, настольный теннис. В начале учебного года обучающийся выбирает самостоятельно каким видом спорта заниматься в рамках учебного процесса на основании заключения медицинского пункта университета о состоянии здоровья обучающегося.
Начальник отдела спортивно-массовой работы Алиева Валентина Ивановна осветила тему физического воспитания во внеучебном процессе, которая реализуются посредством работы в сборных командах, физкультурных секциях и клубах различной направленности. В университете функционируют 17 сборных команд, состоящие из обучающихся прошедших отбор или имеющих спортивную подготовку до поступления в университет. Тренировки сборных команд проходят 3 раза в неделю, выполняя показатель систематичности физической активности. Спортсмены Самарского университета участвуют в соревнованиях различного уровня (городские, региональные, всероссийские, международные). В 47 соревнованиях приняли участие спортсмены Самарского университета в осеннем семестре, заняв 64 призовых места. В университете 15 физкультурных секций и клубов по различным направлениям.
Валентина Ивановна обратилась к заместителям директоров институтов по воспитательной работе с просьбой о продлении сессии обучающимся, участвующих в соревнованиях, при наличии подтверждающих документов. Отметила важность своевременного информирования обучающихся о мероприятиях, необходимой поддержке болельщиками спортсменов на соревнованиях.
Руководитель центра содействия укреплению здоровья студентов Морозова Татьяна Александровна выступила с докладом «Физическое воспитание, как аспект формирования здорового образа жизни студента». Подчеркнула необходимость формирования здорового образа жизни студентов - психологически и педагогически целесообразное приобщение молодежи к ведению здорового образа жизни в образовательном и социокультурном пространстве университета. Обратила внимание на необходимость целенаправленного воспитания у обучающейся молодежи ответственности за физическое здоровье и его регулярный контроль через соблюдение требований санитарии, гигиены, ежегодное прохождение профилактического медосмотра в том числе на туберкулез в передвижной флюоролаборатории на территории кампуса, диспансеризаций каждые 3 года по месту прикрепления полиса ОМС; сезонной вакцинации от гриппа и особо опасных инфекций согласно нац.календарю, систематическое оздоровление в санатории-профилактории Самарского университета. В центре содействия укреплению здоровья студентов организуются «Ярмарки здоровья» с онкоосмотром, центром здоровья, фитнес-тренера студии «Лайт», ходьба русских странников, скандинавская ходьба, площадка пеше-горного туризма, зарядка в стиле «Зумба» – это групповой фитнес-урок, сочетающий в себе простые элементы латино, хип-хопа, шаги из классической аэробики и базовую хореографию.
Обращаясь к членам Совета, призвала к совместным педагогическим воздействиям на обеспечение понимания обучающимися личной ответственности за физическое здоровье: согласно п.3 ст.43 ФЗ «Об образовании» обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. На собраниях первокурсников, встречах Татьяна Александровна, попросила доводить до иногородних студентов информацию о необходимости самостоятельного прикрепления полиса ОМС к поликлиникам по месту временного пребывания-проживания студента. Несовершеннолетние студенты обязаны обратиться с паспортом и полисом ОМС в ближайшую детскую поликлинику или к кампусам вуза: ул.Революционная 89, Советской армии, 216, СтараЗагора 84А.
Начальник социально-психологического центра Терёхина Анжелика Петровна представила вопрос «Психологическое (ментальное) здоровье». Отметила, что не существует здоровья без ментального здоровья, если человек не заботится о психологическом состоянии, его физическое состояние ухудшается.
Согласно динамике запросов по консультированию в социально-психологическом центре на первый план выходили запросы в 2020 году по темам: проблемы в семье, взаимоотношения с партнёром, взаимоотношения с окружающими, в 2021 году – запросы о взаимоотношениях с окружающими сменились запросами о трудностях с учебной мотивацией, в 2022 году – трудности в самоорганизации, трудности в учебной мотивации, появились проблемы в семье.
В ходе работы заседания Мария Геннадьевна напомнила членам Совета о продолжающемся сборе информации о героях, наставниках, которые помогают в профессиональном становлении обучающимся Самарского университета в связи годом «Педагога и наставника», с целью введения рубрики на сайт университета «Наставник.Преподаватель.Педагог».
Начальник отдела сопровождения воспитательной работы Сошникова Татьяна Анатольевна отметила степень важности формирования отчетности по планируемым и проведенным мероприятиям в системе электронного документооборота Самарского университета. Напомнила, что инструкция, по составлению карточки мероприятия в системе электронного документооборота, расположена на сайте doc.ssau и размещена в системе 1С документооборот под №99 от 11.11.2022 года.
Текст: Мария Непеина