В России нашли физический эффект, полезный для связи нового поколения

Он позволит распространяться сигналам с околосветовой скоростью

Павельев Владимир кафедра наноинженерии Наука Исследования Приоритет 2030 сотруднику студенту
02.02.2023 2023-02-02

Уникальную технологию плазмонной терагерцевой связи разрабатывают специалисты Самарского университета им. Королёва совместно с другими российскими учеными. По их словам, проводимые исследования позволят создать многоканальную линию связи, в которой на одной частоте распространяется сразу несколько сигналов с околосветовой скоростью. Результаты опубликованы в журнале Journal of Optics.

Плазмон-поляритоны – особые электромагнитные волны, или квазичастицы. Они представляют собой взаимосвязанные колебания электронов металла и электрического поля вблизи границы проводника и воздуха. Распространяться эти квазичастицы могут вдоль поверхности цилиндрического проводника, например, провода, и способны вращаться с разной скоростью в разных направлениях.

Команда ученых Самарского университета им. Королёва, ИЯФ СО РАН и Новосибирского государственного университета экспериментально доказала, что вращающиеся на металлическом проводе поверхностные плазмон-поляритоны сохраняют индивидуальные орбитальные угловые моменты при движении вдоль проводника.

По словам ученых, это свойство можно использовать для одновременной передачи сигналов по разным каналам, что позволит увеличить информационную емкость новых телекоммуникационных систем.

"Мы предложили формировать закрученные плазмон-поляритоны, направляя на торец металлического цилиндра закрученные пучки излучения терагерцового лазера. Исследования именно в терагерцовом диапазоне особенно актуальны из-за широких перспектив развития в нем высокоскоростных телекоммуникаций", – рассказал заведующий кафедрой наноинженерии Самарского университета Владимир Павельев.

Плазмон-поляритоны изучаются и используются в различных сферах достаточно давно, однако вращающиеся плазмон-поляритоны терагерцового диапазона до сих пор никто не получал и не исследовал, отметили ученые.

"Телевизионные сигналы, например, передаются электромагнитными волнами в свободном пространстве на разных частотах: у каждого телевизионного канала своя частота, которую излучает и принимает широкополосная антенна. Благодаря свойствам вращающихся плазмон-поляритонов несколько сигналов можно будет передавать вдоль проводника на одной частоте", – объяснил Владимир Павельев.

Кремниевые элементы для формирования закрученных пучков излучения терагерцового лазера были изготовлены в Самарском университете, а экспериментальные исследования проводились на уникальной научной установке – Новосибирском лазере на свободных электронах в Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН.

"У этой работы есть как прикладные, так и фундаментальные аспекты. Поверхностные плазмон-поляритоны распространяются со скоростью, близкой к скорости света. Они играют важную роль в различных взаимодействиях электромагнитного излучения с поверхностью", – сообщил Владимир Павельев.

Зависимость характеристик от свойств проводника и поверхности позволяет использовать плазмон-поляритоны также для развития методов диагностики материалов и создания биологических и оптических сенсоров, отметили специалисты.

Ученые объяснили, что использование плазмонных устройств в терагерцовом диапазоне может быть интересно биологам для анализа органических веществ, поскольку именно в этом диапазоне происходят многочисленные собственные колебания таких макромолекул, как протеины или ДНК.

Дальнейшая задача научного коллектива – проектирование и реализация элементов телекоммуникационных систем и биологических сенсоров на основе нового эффекта.

Создание и исследование кремниевых элементов для формирования мощных закрученных лазерных пучков терагерцового диапазона проводились в Самарском университете при поддержке гранта Российского научного фонда 19-72-20202.

Самарский университет им. Королёва – участник программы Минобрнауки "Приоритет-2030".

Источник: ria.ru