федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

ОДК передал Самарскому университету им. Королёва полноразмерный макет уникального двигателя

ОДК передал Самарскому университету им. Королёва полноразмерный макет уникального двигателя

Самарский университет

На 10-километровом маршруте трейлер с ценным грузом могли наблюдать сотни самарцев

НК-93 Ростех ОДК-Кузнецов Передовые инженерные школы (ПИАШ) центр истории авиационных двигателей Чупин Павел Зрелов Владимир
03.02.2023 2023-02-03

Самарское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха ОДК-Кузнецов передало Самарскому университету им. Королева макет экспериментального двигателя НК-93. Макет создан на базе мотора, снятого "с крыла" летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. 6-метровый двигатель массой более 3,5 тонн станет учебным пособием для будущих конструкторов – студентов Института двигателей и энергетических установок.

2 февраля полноразмерный макет экспериментального авиадвигателя НК-93 был доставлен с производственной площадки ОДК-Кузнецов в Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД) Самарского университета им. Королева. На 10-километровом маршруте от заводской проходной до университетского кампуса трейлер с ценным грузом могли наблюдать сотни самарцев. Погрузка началась в половине десятого утра, а к пятнадцати часам двигатель уже занял отведенное ему место в одном из учебных залов ЦИАД.

"Макет передан в рамках программы развития Передовой инженерной аэрокосмической школы, которую реализует Самарский университет при поддержке индустриальных партнеров. НК-93 – уникальный винтовентиляторный двигатель, во многом опередивший свое время. В нем заложена перспективная схема и ряд оригинальных конструкторских решений. Сейчас многие из этих идей используются в разработках ОДК-Кузнецов. Изучение двигателя будет полезно начинающим конструкторам – заложенный в НК-93 потенциал даст импульс инженерному творчеству и, с учетом новых технологий и материалов, послужит основой для создания принципиально нового изделия", - заявил генеральный конструктор ПАО "ОДК-Кузнецов" Павел Чупин.

Передача уникального двигателя стала еще одним шагом к укреплению давних связей вуза и промышленного предприятия. ОДК-Кузнецов и Самарский университет им. Королёва связывают десятилетия плодотворного сотрудничества. С 1969 по 1978 год кафедру конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов вуза возглавлял генеральный конструктор предприятия академик Н.Д. Кузнецов. Много лет костяк инженерных кадров завода составляют выпускники университета.

Сегодня ОДК-Кузнецов является одним из ключевых индустриальных партнеров Самарского университета им. Королёва в реализации проекта передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ) и программы подготовки перспективных кадров для двигателестроительной отрасли – "Крылья Ростеха". Особую роль в подготовке инженеров-двигателистов играет Центр истории авиационных двигателей.

"ЦИАД является одновременно и музеем, и научно-образовательным центром, где студенты изучают историю и закономерности развития аэрокосмического двигателестроения. Наши экспонаты – это натурные макеты авиационных и ракетных двигателей. Понимание различных конструкторских подходов, возможность детально изучить двигатель "в железе" существенно расширяет кругозор будущих инженеров, открывает для них возможность сочетания разных технологий в процессе создания двигателей будущего. Вполне возможно, что переданный сегодня НК-93 вдохновит будущих конструкторов на создание новых перспективных двигателей, благодаря которым наша страна будет не только на мировом уровне, но и вырвется далеко вперед", - отметил директор ЦИАД, профессор Владимир Зрелов.


Для справки

НК-93 – авиационный трехроторный винтовентиляторный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности, предназначенный для самолетов большой пассажиро- и грузовместимости.

Работы над газогенератором НК-93 начались в ОКБ под руководством генерального конструктора, академика Н.Д. Кузнецова в 1988 г.

В 1989 г. проведено первое испытание прототипа - НК-92, который разрабатывался под проект дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-200.

НК-93 проходил испытания в Летно-исследовательском институте им. М.М.Громова на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

Самолет с двигателем НК-93 не превышает уровень шума, регламентируемый главой III стандарта ICAO.

Двигатель НК-93 серийно не выпускался.

Технические характеристики:

Тяга 18 тс

Удельный расход топлива

на крейсерском режиме (Н=11 км, М=0,75)... 0,49 кг/кгс·ч

Степень двухконтурности 16,06

Суммарная степень повышения давления 28,85

Температура газа перед турбиной 1520 К

Центр истории авиационных двигателей (ЦИАД)
Самарского университета им. С.П. Королёва

Создан в 1991 году на базе моторного класса кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов. Сегодня ЦИАД располагает крупнейшей в мире коллекцией, в которой более ста подлинных образцов авиационных и ракетных двигателей.

Это не музейные экспонаты, а объекты для изучения и учебные пособия для студентов. В ЦИАД проходят занятия, здесь можно наблюдать, как устроены и взаимодействуют различные агрегаты газотурбинного авиадвигателя. Здесь "оживают" и начинают вращаться роторы компрессора, турбины, и можно увидеть то, что в реальности скрыто от взгляда под корпусом.

В коллекции ЦИАД находятся такие исторические и уникальные экземпляры как:

  • Первый в мире серийный газотурбинный авиадвигатель Jumo-004, производства Германии времен Второй мировой войны.
  • Самый мощный серийный турбовинтовой двигатель в мире – НК-12М для стратегического бомбардировщика Ту-95, противолодочного Ту-142, дальнемагистрального авиалайнера Ту-114, тяжелого транспортного самолета Ан-22.
  • Двигатель-великан Д-18Т – он почти 5,5 метра в длину и 2,3 метра в диаметре, весит 4,1 тонны, устанавливается на сверхтяжелые транспортные самолеты Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия".
  • Первый в мире авиационный криогенный двигатель, работающий на жидком водороде – НК-88. Он был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года.

ПАО "ОДК-Кузнецов" – ведущее двигателестроительное предприятие России, где осуществляется проектирование, изготовление, ремонт и сопровождение в эксплуатации авиационных, наземных и ракетных двигателей. Входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Предприятие включает три ключевых составляющих - конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную базу.

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – крупнейшая промышленная компания России. Объединяет порядка 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Фото: Никита Мурзаков