федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
sgpress.ru: К 200-летию Александра Островского. Великий драматург на самарской сцене

sgpress.ru: К 200-летию Александра Островского. Великий драматург на самарской сцене

Самарский университет

Кандидат филологических наук Татьяна Журчева рассказывает о значении Островского для русской культуры

Журчева Татьяна факультет филологии и журналистики социально-гуманитарный институт комментарий сотруднику студенту СМИ о Самарском университете
30.03.2023 1970-01-01

12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Александра Островского. В преддверии юбилея "СГ" начинает публикацию цикла материалов, посвященных связи великого русского драматурга с нашим городом и историей самарского театра.

Литературовед, театральный критик, кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России Татьяна Журчева рассказывает о значении Островского для русской культуры и знакомстве Самары с его творчеством.

"Волки и овцы" Петра Монастырского

— В середине 70-х годов Петр Монастырский поставил в Куйбышевском театре пьесу "Бешеные деньги". Главную роль — Василькова — исполнял Иван Морозов, Лидию играла Наталья Радолицкая. Спектакль был эффектно поставлен, но с течением времени почти исчез из моей памяти.

Намного лучше я помню постановку Петра Львовича 1991 года — "Волки и овцы". Спектакль был резкий, броский, выразительный. После премьеры многие отмечали, что в нем чересчур много "указательных пальцев".

Однако это была красивая, эффектная постановка, с замечательными костюмами. И, главное, там задействовали прекрасных актеров. Мурзавецкую играла Ванда Оттович (в другом составе — Валентина Смыкова — прим. авт.), Купавину — Алла Коровкина, Глафиру — Елена Харитонова (после ее отъезда — Ольга Шебуева, затем — Елена Лазарева). Роль Лыняева исполнял Иван Морозов, Аполлона Мурзавецкого — в очередь Валерий Маркин и Владимир Гальченко. И там была совершенно замечательная Анфуса Тихоновна в исполнении Антонины Федоровны Дерябиной.

Петр Львович по своему обыкновению очень заострил тему хищничества. Речь идет о сцене, когда Беркутов в исполнении Всеволода Турчина (в другом составе — Владимир Борисов — прим. авт.) начинает шантажировать Мурзавецкую. В тексте Островского все деликатно. Это, конечно, шантаж, но весьма элегантный, изящно упакованный в намеки и недомолвки, которые отлично понятны обоим собеседникам. Но в спектакле Беркутов вынимает пистолет, чтобы показать, что он представляет собой серьезную угрозу. Перебор, конечно, но Монастырскому важно было подчеркнуть хищническую сущность "волков".

Однако особенность Островского в том, что он не режиссерский, а актерский драматург. И в этом спектакле тоже интереснее всего было наблюдать за исполнителями. Спектакль довольно долго оставался в репертуаре.

"Правда хорошо, а счастье лучше" Михаила Карпушкина

Михаил Карпушкин обозначил жанр — "спектакль-кадриль", имея в виду комедийную интригу пьесы. И фигуры этого танца в самом деле связывали отдельные сцены.

Главного героя Платона Зыбкина играл Владимир Гальченко, Поликсену — Алла Коровкина, ее отца Барабошева — Олег Свиридов. Совершенно замечательное было трио возрастных героев. Отставного солдата играл Иван Морозов, Мавру Тарасовну — Вера Ершова, а няньку в очередь — Светлана Боголюбова и Антонина Дерябина. Оба дуэта — и Ершова — Боголюбова, и Ершова — Дерябина — были виртуозны и не похожи друг на друга. У них по-разному строились отношения. Между Светланой Игоревной и Верой Александровной всегда было партнерство, взаимное уважение, но и конкуренция: немало ролей они играли в очередь. И это соперничество замечательно обнаружилось во взаимоотношениях героинь: кто кого переспорит, кто настоит на своем.

"Доходное место" Вениамина Фильштинского

Следующий Островский возник в нашей драме уже при Вячеславе Гвоздкове. Это было "Доходное место" в постановке Вениамина Фильштинского. Жадова в ней очень интересно играл совсем еще юный Юрий Муравицкий, который после окончания института работал в нашем театре. Роль Вышневского исполнил Владимир Борисов. Его герой чем-то напоминал князя Валковского из "Униженных и оскорбленных", но был отнюдь не так однозначен в своей "отрицательности".

Фильштинский попытался соединить бытовую достоверность, характерную для пьес Островского, и условно-метафорическую стилистику. Постановка пользовалась у зрителей большим успехом.

"Лес" Александра Кузина

"Лес" — одна из пьес Островского, где он признается в любви к театру. Место действия — дворянская усадьба, но главные в произведении — не ее обитатели, а два провинциальных актера, один из которых идет из Керчи в Вологду, а другой — из Вологды в Керчь в надежде на ангажемент. Вполне ожидаемо, что в центре спектакля Александра Кузина оказался блестящий дуэт Александра Амелина (трагик Несчастливцев) и Олега Белова (комик Счастливцев). Это было торжество актерского братства и торжество искусства перед лицом пошлой жизни пошлых людей. В финале они уходили из негостеприимной усадьбы, так же как и пришли, пешком и без копейки в кармане. Но было понятно: это победители, настоящие люди.

Когда ушел из жизни Амелин и заболел Белов, спектакль сняли из репертуара: заменить дуэт было невозможно.

"Таланты и поклонники" Анатолия Праудина

Еще одна интересная работа связана уже не с театром драмы, а с "СамАртом". Это был яркий спектакль, который в свое время всех озадачил.

Глаз сразу же цеплялся за обилие белого цвета в сценографии. Абсолютная, как в операционной, белизна дома, в котором живет главная героиня Саша Негина (Татьяна Михайлова). Светлая одежда самой героини, ее матери (Людмила Гаврилова), ее жениха Пети Мелузова (Павел Маркелов). Поэтому каждый персонаж, который появляется там не в белом, выглядит едва ли не кляксой, совершенно чужеродным элементом.

В финале в этом стерильном мире остается одинокий Петя. А его возлюбленная Саша, уже не в белом, уходит в темноту: под своды вокзала, к поезду, который унесет ее в другую жизнь.

Особенно запомнился мне один образ, на мой взгляд, самый яркий и выразительный. Когда Негина готовится к бенефису и переживает, что нет подходящего платья, ее поклонник, богатый купец Великатов (Сергей Захаров) дарит ей наряд. "Как раз то, что нужно", — говорит Саша. А на сцену вывозят манекен, на котором надеты рыцарские латы. Это совершенно замечательный образ, найденный режиссером. Саша Негина должна уйти из светлого, идеального мира в мир реальный, где ее поджидает масса опасностей и проблем. И там ей понадобится броня.

Вместо послесловия

Островский идет и в других наших театрах. Довольно активно в "Самарской площади". Почти 20 лет они играют "Олигарха" (по пьесе "Не все коту масленица"). В 2017-м состоялась премьера спектакля "Правда — хорошо, а счастье — лучше" — веселое, остроумное представление о том, что иногда и честным людям выпадает счастливый случай. А сравнительно недавно после долгого перерыва в афишу вернулись "Богатые невесты". Евгений Дробышев поставил спектакль-ностальгию, воспоминание о тех временах, когда у театра еще не было своей площадки.

В "Камерной сцене" когда-то шел "Красавец мужчина", спектакль, неожиданно и оригинально решенный режиссером Софьей Рубиной в стилистике комедии масок.

А самый молодой в Самаре театральный коллектив — театр-студия "Галифе" при Доме офицеров — обратился к самой острой, сатирически едкой и — увы! — по-прежнему злободневной пьесе "На всякого мудреца довольно простоты" (режиссер Александр Бригаднов).

Островский — основа русского драматического театра. Из его пьес можно составить практически любой репертуар: суровые, почти трагедийные "Гроза" и "Бесприданница", легкие, но с большим смыслом комедии, драмы с благополучным концом, мелодрамы, острая сатира, публицистика — у него есть все.

Источник: sgpress.ru