Ректор Самарского национального исследовательского университета им. Королёва Владимир Богатырев в прямом эфире международного мультимедийого пресс-центра МИА "Россия сегодня" рассказал о том, какие специалисты сегодня наиболее востребованы на предприятиях аэрокосмической сферы. Это инженеры с хорошей подготовкой в IT, владеющие метакомпетенциями и умеющие работать в команде. Именно таких готовят в Передовой инженерной аэрокосмической школе (ПИАШ) Самарского университета им. Королёва.
Сегодня инженерное образование – основа технологической независимости России, залог успешного роста высокотехнологичных компаний. Какие новые возможности, новые образовательные траектории открывает перед абитуриентами-2023 федеральный проект "Передовые инженерные школы"? Такой стала тема дискуссии, организованной крупнейшим информагентством России. В нем приняли участие руководители ведущих российских университетов.
Владимир Богатырев подчеркнул, что Передовая инженерная аэрокосмическая школа Самарского университета им. Королёва, участника национального проекта "Наука и университеты" – это, прежде всего, новые образовательные программы, отражающие самые современные тренды в инженерии.
"В 2022 году для магистрантов ПИАШ первого набора мы запустили программу "Искусственный интеллект и большие данные в двигателестроении". В этом году будет запущена программа "Системный инжиниринг в бортовых электронных системах", а в 2024 году – "Организация цифровых производств". Все они, как и другие разрабатываемые программы – на стыке инженерных наук и информатики, цифровых технологий", – рассказал Владимир Богатырев.
Одна из отличительных черт ПИАШ Самарского университета им. Королёва – формирование и подготовка по заказам предприятий слаженных мультидисциплинарных команд. В них каждый специалист, обладая собственными уникальными навыками, в то же время хорошо понимает своих коллег, поскольку имеет определенную подготовку по их направлениям.
Для студентов ПИАШ уже открыты три новых образовательных пространства с самым современным оборудованием дополненной и виртуальной реальности. В процессе обучения студенты обязательно участвуют в реальных научных проектах. Кроме того, при обучении в ПИАШ у молодых людей развивают так называемые метакомпетенции – навыки, которые не зависят от специальности, но способствуют эффективной работе и карьерному росту. Это, например, комбинированное мышление, предпринимательское мышление, умение сотрудничать и работать в команде, управление концентрацией и вниманием, гибкость и адаптивность, настрой на развитие, а также ряд других.
Владимир Богатырев обратил внимание на то, что обучение по программе Передовой инженерной аэрокосмической школе начинается не с первого курса. Часть программ рассчитаны на бакалавров, поступивших в магистратуру. Часть – на студентов, окончивших 2-й курс. Чтобы пройти отбор в ПИАШ и успешно осваивать непростые дисциплины в инженерии и в IT, сегодняшним абитуриентам нужны прочные и разносторонние знания в фундаментальных науках.
"Я обращаюсь к родителям, к абитуриентам: для поступления на инженерные направления выбирайте для сдачи ЕГЭ математику, физику или информатику. И готовиться нужно очень тщательно, потому что фундаментальные знания просто необходимы для того, чтобы осваивать инженерные специальности и направления", – подчеркнул ректор Самарского университета им. Королёва.
Индустриальными партнерами Передовой инженерной аэрокосмической школы являются ведущие предприятия отрасли: "ОДК-Кузнецов", РКЦ "Прогресс", "Авиакор – авиационный завод". Исходя из их потребностей составляются образовательные программы, они заказывают университету научно-исследовательские работы, в которых участвуют и студенты ПИАШ, они организуют профессиональные стажировки, практику, закрепляют за будущими инженерами наставников. Им остро нужны инженерные кадры.
Однако выпускниками ПИАШ Самарского университета им. Королёва интересуются не только самарские предприятия.
"Если говорить о Самаре, то, например, Объединенная двигателестроительная корпорация строит сейчас для "ОДК-Кузнецов" Центр конструкторских разработок и научных исследований. Самарскому предприятию ОДК необходимы 400 конструкторов, инженеров-двигателистов. Но спрос на наших выпускников есть и от предприятий, расположенных за тысячу километров от Самары. Так, например, одно из ведущих предприятий "Роскосмоса" АО "Решетнёв", расположенное в Красноярске, из года в год обращается к нам за высококвалифицированными кадрами. Вообще-то трудоустраиваются все наши выпускники, но востребованность тех, кто получил инженерную специальность, сейчас особенно высока", – подчеркнул Владимир Богатырев.
Он отметил, что в этом году будет увеличено количество бюджетных мест, что около половины студентов Самарского университета им. Королева не из Самары, причем 25-30% - из других регионов и стран. Университет готов принимать иногородних и иностранных студентов – сегодня он располагает общежитиями на 3,5 тыс. мест. А в перспективе академическую мобильность обеспечит Межвузовский кампус – Самара стала одним из российских городов, где такой кампус будет построен.