Рейтинговое агентство RAEX ("РАЭКС-Аналитика") представило свежие предметные рейтинги университетов России. В 2023 году количество охваченных областей увеличилось на 20% и составило 35 направлений – это математика, широкий спектр естественно-научных и инженерных специальностей, социальных и гуманитарных направлений, а также педагогика, медицина и сельское хозяйство. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учетом вклада вуза в социальное развитие.
Всего в списки лучших вошли 164 университета из 42 регионов России (в 2022 году в 29 рейтингов входили 136 образовательных организаций из 41 субъекта РФ). Лидерами, как и в 2022 году, стали МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Этим вузам удалось войти в топ-3 предметных рейтингов по более чем 10 областям.
Самарский университет им. Королёва вошел в топ-20 лучших вузов сразу в 9 областях. При этом в направлении "Авиационная и ракетно-космическая техника" вуз занял 4 место, а по направлению "История и археология" поднялся на 13 место.
Самарский университет им. Королёва вошел в 9 предметных рейтингов:
- "Авиационная и ракетно-космическая техника" - 4 место;
- "История и археология" - 13 место;
- "Химия" - 15 место;
- "Социология" - 18 место;
- "Биология" - 19 место;
- "Машиностроение и робототехника" - 19 место;
- "Технологии материалов" - 19 место;
- "Физика" - 20 место;
- "Политология и международные отношения" - 20 место.
Справочно:
В исследовании агентства RAEX выделены три группы показателей, традиционно фигурирующие во всех рейтингах семейства "Три миссии университета" – это образование, наука и общество. При этом предметные рейтинги учитывают специфику каждой области – набор показателей и их веса различаются в зависимости от предметной сферы. Например, для естественно-научных и инженерных направлений вес группы "наука" составляет 35%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 25%.
При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.
Показатели группы "Наука" включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, Scopus и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объеме затрат на научные исследования и разработки.
При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим вклад вуза в подготовку кадров для региона, долю обучающихся по направлению в масштабах страны, долю зачисленных целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе "Общество", – объем дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется прием), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.