федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

На пути к уму человека

На пути к уму человека

Самарский университет

Владимир Конев уверен: всегда должен быть крючок, на который можно поймать внимание аудитории

студенту сотруднику кафедра философии Конев Владимир Интервью наставники
26.06.2023 2023-07-06

Доктору философских наук, заслуженному деятелю науки, профессору и основоположнику собственной самарской философской школы Владимиру Александровичу Коневу 86 лет. Однако он по-прежнему преподаёт. Владимир Александрович – профессор кафедры философии Самарского университета имени Королёва, и он всё так же мыслями в будущем, ни на минуту не забывает о том, что каждое мгновение жизни прекрасно. Ведь именно этому учит предмет, которому он продолжает служить, непременно стараясь вызвать ответную мысль в затеплившихся глазах напротив.

Рассказывая о себе, Конев поминутно называет имена значимых для него людей, с которыми его свела судьба. Если вместить всех хотя бы через запятую, газетная полоса была бы написана одним махом.

Хотел стать Белинским

Довоенное детство... Главным интересом четырехлетнего мальчугана были книги, которые вслух читала мама, а он запоминал. Чтобы потом, забравшись на табуретку, декламировать гостям Чуковского. Отец, военнослужащий, ушёл на фронт сразу же. В августе 1941-го мать отправила Володю из Челябинска в деревню под Курганом, к дедам. Запомнилась 20-километровая дорога, по которой от поезда они шли вдвоём с 12-летним дядей. Босоногое детство в деревне, подножный корм – ребятишки всегда знали, каким стеблем и ягодкой можно насытиться, – заложил основу крепкого здоровья предвоенного поколения.

С пятого класса Владимир думал связать свою жизнь с математикой, подкупившей его своей чёткостью и строгостью. Но когда его друг Мирон, для которого математика была "как дышать", пришёл к ним в восьмой класс, Володя задумался. Он сравнил способности в предмете свои и Мирона и понял, что математика – не его дорога. И увлёкся работами Виссариона Белинского, который вывел его на тропинку критического творчества – литературоведения. После девятого класса он взялся выпускать рукописный журнал "Луч", объединивший увлеченных сочинительством юношей. А потом "Белинский" поступил на филфак Уральского госуниверситета. И это была уже стезя.

В философию же Владимир пришёл благодаря вузовским наставникам. Первым заинтересовал студента филфака эстетикой – предметом, который начали преподавать в высшей школе только в конце 1950-х годов, - профессор Лев Наумович Коган. Конева этот факультатив увлёк. Написал под руководством Л.Н. Когана дипломную работу на тему "Идеал прекрасного в эстетике Гегеля". Литературы о Гегеле тогда ещё не было, поэтому двенадцатый том собрания сочинений автора стал для дипломника не просто настольной книгой. "Продирался" через текст, читал и перечитывал по нескольку раз каждую страницу. Пока гегелевская эстетика не придала сил собственным мыслям.

Забегая вперёд, скажем, что молодой лингвист Эра Васильевна Глазырина свозила самых талантливых выпускников в Москву в первый их отпуск после года отработки (гостили у ее знакомых), чтобы вдохновить ребят на дальнейшую учёбу в столице. Она-то и определила жизненный путь Конева: "Твое дело – идти в аспирантуру, на философию".

Шарф успеха

В 1959 году новоиспеченный учитель русского языка и литературы Владимир Конев с красным дипломом приехал по распределению в семилетнюю школу уральского города Краснотурьинска. Там он впервые увидел белые ночи: феерично и совсем невозможно спать с непривычки. Хорошо запомнил свой первый урок русского языка первого сентября в пятом классе. За двадцать минут объяснил весь материал и недоумевал: и как это учителя в школе вечно жалуются на нехватку времени?

– Но на следующий день я понял: ребята материал не усвоили. Надо начинать всё с самого начала. Надо искать путь к уму этого человечка, который сидит перед тобой и думает совсем не так, как ты. Так я стал размышлять над методикой преподавания, – говорит профессор. – А когда на родительском собрании мама одного из учеников рассказала о сыне, который попросил шарф, который он носил бы как Владимир Александрович, я понял: это педагогический успех.

Достоинства важнее недостатков

В 1961 году Конев поступил в аспирантуру философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Здесь только что открылась первая в Союзе кафедра эстетики под руководством профессора Михаила Федотовича Овсянникова, у которого Владимир научился двум вещам: человек может сам решать свою судьбу, и тому, что достоинства важнее недостатков, так же, как и согласие между людьми важнее разногласий.

Профессор Овсянников умел видеть значимое, положительное в людях, в поступках, в научных трудах, а уже потом говорить о недостатках. Умел примирять противоположности, был ориентирован на согласие с человеком, с которым он вступает в диалог. Поэтому он был лидером как для "природников", так и для "общественников" - двух групп в тогдашнем эстетическом сообществе, по-разному понимавших сущность прекрасного. Старался подбирать на кафедру увлечённых людей. Эти принципы пригодились Владимиру Александровичу, когда он и сам с 1980-го по 2015 год руководил кафедрой философии гуманитарных факультетов СамГУ. Он всегда искал согласие между людьми, а не культивировал разногласия.

Перед распределением после аспирантуры Владимир женился. Во время росписи он заметил, что в его паспорте регистратор сделала ошибку, указав дату свадьбы – 1937 год (год рождения его и жены). Он не стал поправлять, словно знал, что они с Людмилой Александровной станут своего рода уникумами. Супружеская пара философов – Владимир Александрович и Людмила Александровна Коневы - прожили вместе долгую жизнь, вместе и работали: Новосибирск, Куйбышев (Самара), Силезский университет в Польше с 1985-го по 1991 год, опять Самара. Людмилы Александровны не стало в марте этого года…

Когда Конева после окончания аспирантуры распределили в Новосибирск, Людмила перевелась на заочное отделение в аспирантуре и, как декабристка, поехала за мужем в Сибирь. Здесь, в Новосибирском университете, они познакомились с Вадимом Николаевичем Борисовым, вместе с которым в начале 1970-х переехали в Куйбышев, чтобы преподавать в недавно открытом университете. Именно на самарской земле Владимир Александрович вырастил не одно поколение философов. В 1980 году, после защиты докторской диссертации "Социальное бытие искусства", Владимиру Коневу присвоили звание профессора.

Не управленец, а творец

Владимир Александрович всегда старался заинтересовать студентов, аспирантов не только научными талмудами, но и живым словом, неофициальными философскими и гуманистическими живыми мыслями Георгия Щедровицкого, Мераба Мамардашвили, Юрия Левады... А поскольку Конев, будучи аспирантом и доцентом, сам прошёл через кружок Щедровицкого и семинары Михаила Розова в Академгородке и был уверен, что жизнь твоего сознания определяется тем, в какую среду ты попадаешь, он укоренил эту традицию в Самаре.

Более тридцати лет Конев руководит семинаром "Философия культуры". Благодаря этой площадке самарское философское сообщество приобрело авторитет в стране. Такие встречи формируют в уме человека потребность постоянного обсуждения и поиска новых проблем, о которых можно поговорить. Семинар был прежде всего учебным для ума: на нем изучали постранично значимые работы философов XX века. Под руководством Конева подготовлено семь докторских и семнадцать кандидатских диссертаций. Он написал более трехсот научных трудов.

– Контакт с учениками и соратниками – главный побудительный мотив к рождению новых направлений мысли. Сами по себе мысли не рождаются. Они рождаются тогда, когда ты в диалоге с кем-то – не только с книгой или с текстом. Это должен быть живой диалог. Когда ты говоришь с человеком, который тебе понятен, - это одно. Когда с человеком, который тебя понимает, - это другое. А когда ты говоришь с человеком, который тебе возражает, - это третье и само интересное, – уверен Конев.

Конечно, кафедра – это организация прежде всего учебного процесса. Но преподавание пойдёт успешно, если за ним стоит добротная научная работа самих увлечённых лекторов. Поэтому Коневу было важно, чтобы на кафедре царила атмосфера науки, научных обсуждений. Надо было найти общую тему, которой и стала широко понятая философии культуры, философии человека.

– Мне легко было в роли заведующего кафедрой, я не управлял людьми, я создавал ситуации, в которые они вовлекались. Грант или семинар – это было то общее дело, благодаря которому люди ощущали свою востребованность, – пояснил он.

Так, один из проектов был направлен на то, чтобы установить связи между учёными Самарского университета и московского РГГУ, что для провинции было жизненно необходимо. Была серия грантов от Минпросвещения, президентский грант и так далее. Результаты гранта на тему "Философия культуры: аналитика оснований всякого произведения" за 2009 год эксперты оценили как "соответствующие мировому уровню". Тогда, в 90-е - начале 2000-х, это было ещё и хорошей материальной прибавкой для преподавателей. Кроме того, это давало возможность издавать научные труды, что для учёных не менее важно.

Партер для размышлений

– Я никогда не был наставником, который наставляет. Моя задача в том, чтобы увлечь ученика. Когда я приходил в аудиторию как лектор, первое, что меня интересовало, - кому я буду рассказывать. Я всегда искал в аудитории человека или группу людей, к которым я обращался. И если видел, как меняется их отношение к тому, что я говорил, то считал лекцию успешной. Если нет, надо было менять действие, чтобы увлечь. Всегда должен быть крючок, на который ты поймаешь внимание аудитории. В своё время у меня было своё "измерение": на первой лекции обычно студенты занимают задние ряды, а передние остаются свободными. И если на третьей лекции студенты не переместились вперёд - значит, нет контакта с аудиторией. А если переместились – хорошо, - поясняет Владимир Александрович. – Главная задача – увлечь, заставить почувствовать аудиторию в лекции что-то нужное, значимое.

И ещё Конев не скрывает, что всегда очень внимательно читает тексты, которые пишут молодые учёные. Его главная установка – "школение" ума.

– Я часто бываю жесток, многие бывали расстроены моей требовательностью. Но благодаря этим качествам в конечном счёте вырастали хорошие тексты. Первый момент – увлечь, а второй – научить школе, правилам построения исследования, текста, рассуждения. Приходится многократно править текст. Это тяжело, но необходимо, – уверен профессор.

Пища не только для ума

Полвека наставничества – только в стенах Самарского университета. А впереди у профессора новые планы и интересы. Хотя в столь зрелом возрасте состоявшемуся человеку вполне можно было бы довольствоваться прошлым. Откуда же такая направленность в будущее, жизненная энергия?

У меня плохая память, поэтому я не вспоминаю. Вот Людмила Александровна помнила все детали... У меня нет тяги к прошлому как таковой, я всегда ориентирован на ту цель, которую я сейчас хотел бы реализовать. Моя дочь, которая занимается психологией, говорит, что я – человек цели. Кроме того, важно и воспитание. А в советское время ориентация на будущее была приоритетом для человека. Мне интересна новая литература по философии культуры. Последние несколько лет особенно интересуюсь проблемой логики культуры, – перечисляет профессор причины своего вечного движения вперёд.

Активно спортом Конев никогда не занимался. В Академгородке, правда, освоил аналоги упражнений из йоги. С тех пор практикует, делает и гимнастику по утрам. Говорит, что это хорошая тренировка против лени.

Философы нередко собираются за общим столом не только для размышлений и споров. Конев признается, что и сам любит поесть, и коллег угостить. Ещё в аспирантуре научился готовить у товарища из Ташкента настоящий узбекский плов. Умеет запечь рыбу или зажарить баранью ногу. И представьте, это не противоречит высокой материи.

Философ должен во всем находить какую-то изюминку. Если ты её нашёл - значит, понял бытие этого явления. Не надо поглощать блюдо, как какое-то количество калорий, надо понять, что и как твой язык может воспринять в этом блюде, где тут та изюминка, которая отличает это кушанье от другого. Философы никогда не ханжествуют. Потому что можно жить и не относиться к этой жизни как к обязанности или как к тягостному делу, которое выпало на твою долю, – неспешно рассуждает Владимир Александрович. – Правильное отношение к жизни – это когда ты начинаешь понимать, что жизнь во всех своих проявлениях прекрасна. Умение найти ценность мгновения – это то, к чему стремился Фауст. Нет прекрасного мгновения как какого-то абсолютного. Надо уметь найти смысл, ценность в конкретной ситуации, в конкретном человеке, в конкретном поступке или пейзаже. Это и есть искусство жизни. Этому учит философия.

Валерия Иванова, замдекана факультета филологии и журналистики Самарского университета имени Королёва:

– Владимир Александрович – наставник для целой плеяды мыслителей гуманитарной Самары. Впрочем, его ученики есть не только в нашем регионе. В первую очередь он мудрейший учитель, который будит мысль и вручает "карту", ведущую к сокровищам знаний и откровений. Это подтвердят все, кто слушал лекции Владимира Александровича, будучи студентом или аспирантом, работал под его руководством.

Помню, самые долгие заседания студенческих конференций были в секции философии, ведь председатель внимательно и детально обсуждает каждый доклад. И каждый раз это праздник. И каждый семинар, который много лет ведёт Владимир Александрович, – тоже праздник. Равно как и каждая встреча с ним как с наставником, который может метко указать на неточность или ошибку, направить и вдохновить.

Светлана Соловьева, заведующая кафедрой философии и истории науки СамГУПС, доктор философских наук:

– Первое, что отличает настоящего наставника – это способность видеть талант другого человека. Наставник всегда бескорыстно, не завидуя, способствует росту другой личности, но для этого сам наставник должен быть и оставаться личностью несравнимо большего объёма. Наставника отличает истинное великодушие. Но мало увидеть в человеке талант, важно ещё суметь сделать путь своего ученика максимально широким. Всеми этими качествами обладает Владимир Александрович. Но самое очаровательное в общении с ним – это некий долгоиграющий эффект. Всё, что он даёт ученику или коллеге, не сиюминутно. У его "вложений" есть отложенный эффект, и потом, в течение жизни, ты постоянно возвращаешься к его мыслям. И это чудо.

Источник: socgaz.ru