федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Билет в жизнь

Билет в жизнь

Самарский университет

Дипломы защитили студенты с ограниченными возможностями здоровья

Рылов Андрей Родина Лариса устойчивое развитие сотруднику студенту кафедра управления человеческими ресурсами центр инклюзивного образования Леонов Михаил Соловова Наталья Азаров Дмитрий
28.06.2023 2023-06-30

На этой неделе в Самарском университете им. Королёва состоялась защита дипломных работ у 19 студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – инвалидов по слуху, зрению, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Навыки и знания, полученные в ходе обучения позволяют студентам, найти работу еще до этапа защиты, и как говорят сами выпускники - учиться здесь им было не только интересно, но и комфортно.

Востребованность у работодателей

Выпускники прошли пятилетний курс обучения - с 2018 по 2023 годы - в рамках гранта министерства образования и науки Самарской области и при поддержке программы губернатором Дмитрием Азаровым.

"Мы набираем такую грантовую группу раз в пять лет, - рассказал Андрей Рылов, директор Центра инклюзивного образования Самарского университета им. Королёва. – В текущем году вновь участвуем в профильном конкурсе Минобра Самарской области. Планируем набрать группу из 20 человек и на протяжении следующих пяти лет обучать студентов по образовательной программе "Психолого-педагогическое образование. Психология и педагогика инклюзивного образования". Чтобы поступить на обучение по данной программе, у абитуриента должна быть подтвержденная инвалидность. Кроме того, необходимо пройти вступительные испытания".

Такая программа обучения – билет в жизнь для студентов с инвалидностью. Благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам выпускники могут работать в организациях дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования в качестве педагогов-психологов и тьюторов. Поскольку форма обучения заочная, многие начинают работать, еще будучи студентами, и в процессе работы повышают квалификацию до дипломированных специалистов.

Перечень работодателей, готовых распахнуть свои двери для студентов-практикантов и выпускников Самарского университета им. Королёва, широк: в Самаре это школа-интернат №4, школа-интернат № 117 им. Т.С. Зыковой, школа-интернат № 17, ряд учреждений в Новокуйбышевске - школа-интернат им. И.Е. Егорова, СП “Детский сад “Центр коррекции и развития детей” ООШ № 18. А также это общественные организации: самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников "Ассоциация - Десница", межрегиональная молодежная общественная организация "Инклюзивный ресурсный центр" и другие.

Кроме того, университет постоянно проводит работу по заключению новых договоров с потенциальными работодателями в разных районах региона.

Доступная среда

Процесс обучения выстроен так, чтобы лица с особыми образовательными потребностями не испытывали дискомфорта: организована архитектурная доступность, используются специальные методические материалы и технические средства обучения.

"Во всех корпусах, где занимаются люди с ОВЗ, оборудованы пандусы, есть специальные напольные покрытия и мнемосхемы, по которым ориентируются слабовидящие и слепые, - продолжает Андрей Рылов. – Имеются специальные средства обучения: экранные увеличители, радиокласс для слабослышащий, позволяющий усилить звук, интерактивные доски, проекторы, помогающие глухим наглядно увидеть, о чем говорит преподаватель. Также организована работа сурдопереводчика, который переводит лекции для слабослышащих, внедрены электронные и информационные технологии, онлайн-курсы".

Для студентов с нарушением зрения обучение дополнительно сопровождается аудио лекциями и аудио практическими занятиями, а в период пандемии были организованы удаленные лекции в zoom-формате. Кроме того, обучающиеся могли использовать брайлевский компьютер с дисплеем и принтером, тифлокомплекс "Читающая машина", телевизионное увеличивающее устройство, видеоувеличитель для удаленного просмотра, цифровые тифломагнитолы и диктофоны, а также специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы, экранные лупы.

Сегодня общее количество студентов с ОВЗ в Самарском университете - 131 человек. Каждый может пользоваться адаптивными информационными средствами: компьютерным классом, интерактивной доской, акустическим усилителем и колонками, мультимедийным проектором, телевизором, видеомагнитофоном, устройством видеоконференцсвязи, рабочим местом со специальной увеличенной клавиатурой и роллером.

Защита – без скидок на здоровье

Доцент кафедры управления человеческими ресурсами Лариса Родина, работающая с группой слабослышащих, глухих, слепых, - один из членов комиссии на защите. По ее словам, никаких скидок на состояние здоровья студентов не делается.

"Все работы проходят через систему антиплагиата. У студентов с отличием показатель должен быть не менее 70, у хорошистов – не менее 60, у тех, кто защищается на удовлетворительно – не менее 50. Требования едины для всех", - подчеркнула она.

Говоря о критериях, которые учитываются при оценке дипломных работ, Лариса Родина также рассказала, что требования одинаковы – это знания, умения и навыки, показатель системы антиплагиат и методологически грамотно оформленный диплом.

"Во главу угла мы ставим текущее место работы студентов, и встраиваем их практику так, чтобы она была совместима с местом работы, - пояснила она. – Первая глава диплом – проблема исследования, вторая – предмет исследования. Проблемы разбираются досконально".

Тему диплома студенты выбирают, исходя из собственных интересов. Так, тема одной из слабослышащих студенток Гузель Шаймардановой, - "Социально-педагогическая деятельность по организации общения пожилых людей с нарушениями слуха".

"Я сама работаю на заводе гладильщицей, но часто посещаю Дом культуры, всегда смотрю и интересуюсь пожилыми людьми. Мне интересно с ними работать, поэтому тема диплома связана с этой категорией людей, - поделилась Гузель. – Вузу благодарна за то, что он предоставил все условия для обучения, включая помощь сурдопереводчика, адаптированные программы. Все это намного облегчает процесс".

Тема работы слабовидящего студента Александра Пономарева – "Формирование сплоченности подростков в спортивном инклюзивном коллективе".

"Мне близка эта тема, поскольку я сам занимаюсь разными видами спорта (спортивный туризм, гол-бол, пауэрлифтинг) много лет, был неоднократным чемпионом России, членов российской сборной, - поясняет он. – Исследование проводилось на базе всероссийского общества слепых, в нем принимали участие ребята, занимающиеся настольным теннисом, спортивным туризмом, гол болом. После проведения практических мероприятий обнаружил, что психологический климат улучшился, сплоченность в коллективе возросла".

Процесс обучения Александр оценивает как доступный: "Удобно добираться, ходит транспорт, организована доступная среда, пандусы. Да и люди здесь отзывчивые учатся, помогают, если заблудился в кабинетах, - говорит он. – Удобно организованы лекции. Мы записываем их на аудиоустройство, либо их присылают на электронную почту аудиофайлом. Доступны специальная почта, мессенджеры. Можно прийти в университет и прочитать бумажный текст с помощью считывающей машинки".

Комментарии:

Михаил Леонов, проректор по воспитательной работе и молодежной политике Самарского университета им. Королёва:

"Мы рассчитываем на то, что совместная с правительством Самарской области работа будет способствовать развитию инклюзивного образования в Самарском университете им. Королёва. А проблематика, поднятая в работах наших выпускников, будет востребована и станет ориентиром для наших властей при создании комфортных условий жизни и труда для людей с ограниченными возможностями здоровья".

Наталья Соловова, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами Самарского университета им. Королёва:

"Программа "Психолого-педагогическое образование. Психология и педагогика инклюзивного образования" является примером человекоориентированного подхода в организации образовательного процесса. Мы создали на базе университета "пространство", где каждого примут, поймут, поддержат, где вместе с человеком будут искать пути для его развития через обучение".

По материалам ИА "Волга-Ньюс" 

Фото Олеси Ориной