– Школу окончил в сельской местности, – вспоминает Геннадий Михайлович. – Когда приехал поступать в вуз, первый раз увидел трамвай и очень удивился.
Геннадий Гришанов поступил в индустриальный институт, сегодня это Самарский государственный технический университет. Подал документы на энергетический факультет, на направление автоматики и телемеханики. Получил образование по специальности «электроизмерительная техника».
По окончании вуза в 1964 году попал в Новокуйбышевск в централизованное конструкторское бюро по автоматизации нефтепереработки и нефтехимических процессов – СКБ ННП. Здесь же он познакомился с Виктором Гавриловичем Заскановым. Вместе они занимались вопросами моделирования и проектирования систем автоматизации на объектах нефтепереработки. Работали с нефтеперерабатывающими заводами Омска, Баку, Уфы и других городов СССР. Позже оба перешли работать в Куйбышевский авиационный институт. Работали по программе АСУ-ВУЗ.
В 1993 году Геннадий Михайлович Гришанов защитил докторскую диссертацию по проблемам управления технологическими процессами.
К этому времени вместе с Виктором Гавриловичем мы укрепили связи с Институтом проблем управления: участвовали в международных конференциях, семинарах по теории активных систем, публиковали статьи в сборнике ИПУ, – говорит Геннадий Михайлович. – Всё это помогло открыть диссертационный совет на новом факультете. Стали внедрять в курсе экономики и менеджмента экономико-математические методы и впоследствии открыли на кафедре экономики специальность «математические методы в экономике».
В период формирования факультета экономики и управления работала программа по обмену студентами и преподавателями между СГАУ и университетом Брэдли (США).
С точки зрения организации надо отметить, что студенты в США много работают самостоятельно, – говорит профессор. – Преподаватели читают лекции свободно, непринуждённо. Но задавать вопросы не позволяют, ведут себя по отношению к студентам строго. Мы наблюдали, как студенты с рюкзаками за спиной приезжают в вуз в основном на велосипедах. Несмотря на использование велосипедов, нас удивило, что очень много полных студентов. Видимо, виноват фаст-фуд, который молодые люди поглощают тут же, на лужайках университета.
Геннадий Михайлович немногословен, но если что и скажет, то в этих нескольких словах открывается целый мир.
Наши студенты отличаются от американских, – говорит он. – Творческий потенциал у наших выше, но в целом отрыв нашей молодёжи от предприятий (причём не только экономических, но и технических специальностей) снижает уровень подготовки. Необходимы договорные работы кафедр с ведущими предприятиями и конструкторскими бюро.
Надо заметить, что факультет экономики и управления находится в составе технического университета. Педагогический состав университета высокой квалификации в области математики, компьютерных технологий. В таком случае выбранное Заскановым и Гришановым направление «Развитие теории активных систем» для факультета оказалось оптимальным.
Оценку труда профессора Гришанова можно услышать из уст его коллег, как совсем молодых, так и уже имеющих опыт.
- Геннадий Михайлович – талантливейший человек, – характеризует своего руководителя профессор В.М. Дуплякин – Продукт его деятельности – это большая часть кандидатов наук среди ведущих специалистов, руководителей предприятий, бизнесменов.
Надо сказать, профессор Гришанов проводит большую работу с аспирантами и соискателями. Поддерживает, подсказывает в научных начинаниях, вселяет в них уверенность в своих силах. Он и дипломникам как дневного, так и заочного факультета уделяет ничуть не меньше времени, чем докторанту, стремится заинтересовать в разрабатываемой теме, продолжить выбранное направление уже в аспирантуре. И идеи тем дипломных работ у Геннадия Михайловича всегда свежи, оригинальны.
А такие качества личности Гришанова, как корректность, деликатность и доброта, отмечает каждый преподаватель, сотрудник, студент, аспирант, кто хотя бы один раз обращался к Геннадию Михайловичу за советом или консультацией, в чем профессор еще никому не отказывал.
Геннадий Михайлович родился в семье, где было трое детей. И у него в семье сын и дочь.– Надо отдать должное, – с благодарностью говорит Гришанов, – моей жене Валентине Ивановне, она полностью все семейные проблемы и по дому, и с детьми взяла на себя. А у меня была возможность заниматься наукой, помогать аспирантам.
Дочь и сын Геннадия Михайловича продолжили дело отца. Марина Геннадьевна Сорокина – доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансы и кредит». Она, как и её отец, очень заботливо относится к аспирантам.
Совсем недавно, Геннадий Михайлович отметил свой день рождения. Аспиранты, преподаватели, коллеги с благодарностью относятся к Геннадию Михайловичу, очень ценят его и желают ему крепкого здоровья на долгие годы, а также дальнейших идей и заслуженных высоких результатов.
Справочно:
Геннадий Михайлович Гришанов, доктор экономических наук, профессор, является почётным работником высшего профессионального образования, награждён грамотой министерства высшего образования РФ. Гришанов является членом учёного совета факультета, членом диссертационного совета по защите докторских диссертаций. Более 15 лет занимал должность заведующего кафедрой экономики. Стаж научно-педагогической деятельности – 31 год, педагогической – 27 лет. им опубликовано свыше 100 печатных работ, учебно-методических пособий. основное направление его научных исследований связано с моделированием экономических процессов, о чём докладывалось на всероссийских, международных конференциях, симпозиумах, семинарах
Светлана Борисова
Газета "Полёт", январь 2015 г.