федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

kp.ru: "Конфликт - это шанс": специалист по коммуникации из Самары рассказала, как реагировать на неприятную ситуацию

kp.ru: "Конфликт - это шанс": специалист по коммуникации из Самары рассказала, как реагировать на неприятную ситуацию

Самарский университет

Интервью специалиста по коммуникации Юлии Нестерюк

Нестерюк Юлия кафедра немецкой филологии факультет филологии и журналистики сотруднику СМИ о Самарском университете
19.10.2023 2023-10-19

Доцент Самарского университета им. Королева Юлия Нестерюк преподает немецкий язык, методику преподавания и дисциплины по командообразованию. Она рассказала журналисту "КП-Самара", как вести себя в конфликтных ситуациях дома и на работе, что делать, если в новом коллективе возникает ситуация неприятия и какую стратегию для изучения иностранного языка выбрать.

- Какую стратегию для изучения иностранного языке посоветуете? Что лучше подойдёт взрослым, а что - детям?

- Самая лучшая стратегия - это своя собственная. Если мы обратимся к типу восприятия информации, то здесь важно понять, к какому типу относитесь вы. Кто-то больше аудиал, кто-то - визуал. Я, например, отношусь к коммуникативному типу: лучше всего у меня усваивается информация в разговоре с другим человеком. Чтобы запомнить, мне нужно записать и визуализировать в схеме, то есть у меня хорошо работает моторная память. Для запоминания иностранных слов я пишу от руки карточки. Просматриваю их перед сном и сразу после пробуждения.

Важна самоосознанность и понимание того, как вы действуете и что для вас эффективнее всего.

Взрослым проще определить свой тип восприятия и выстраивать под него занятия, особенно если они индивидуальные или самостоятельные. Для детей же учитель должен создавать равенство шансов и давать разные задания, чтобы информация была доступна и визуалу, и аудиалу, и кинестетику, и коммуникативному типу.

В изучении языка очень помогают песни на иностранном языке и игры. Считаю, что необходимо включать их в процесс изучения иностранного языка.

- С чем связана Ваша научная работа? Над чем работаете в настоящий момент?

- Мое исследование посвящено коммуникативным стратегиям и тактикам. Для меня как филолога интересно, как анализ того, что мы говорим и как мы говорим, помогает понять, почему мы говорим именно это и именно так. Я анализирую коммуникативное поведение участников персонального интервью. В настоящий момент в фокусе исследования то, как журналист и интервьюируемый находят баланс между роль и своей индивидуальностью.

- Помимо немецкого языка вы занимаетесь вопросами коммуникации. Сразу хочется задать вопрос о самой сложной фазе общения - конфликте. Стоит ли его избегать, а если случился, то как правильно реагировать?

- Мое личное мнение, конфликты - это не так страшно. Конфликты - это шанс. Шанс узнать, что важно и нужно вашему визави. Если конфликт случается, нужно задать себе вопрос: а на каком он уровне? Если утром вас вызывает руководитель и предъявляет претензии, то общаться нужно на предметно-логическом уровне. Выяснить, что именно его не устраивает, какие вопросы возникают к вашей работе. Если вы чувствуете, что примешивается раздражение и критика неконструктивна, то не стоит остро реагировать и погружаться в саморефлексию. С большой вероятностью такое поведение может быть отголоском ситуации, которая к вам не имеет отношения: конфликт в семье, кто-то подрезал по пути на работу и прочее. В таком случае лучше взять паузу и вернуться к этому разговору позже, когда эмоции утихнут.

Что касается дружеского, семейного общения, если есть проблема, то нужно говорить о ней сразу. Не "носить" ее с собой, не давать ей разрастаться. Иначе она будет оказывать влияние в дальнейшем на общение с близкими вам людьми и сбивать их с толку, так как они не будут понимать, в чем же дело. Стоит поделиться с другим своим видением ситуации, сказать, что вас задевает и спросить: "А как ты это видишь?" В диалоге найдется решение, или вовсе выяснится, что негатив возник из-за недопонимания.

- Что делать, если обида все-таки возникла? Некоторые психологи говорят, что отношения могут полноценно восстановиться, только если обидчик искупит вину.

- Считаю, что лучше задавать не вопрос: "Что я могу для тебя сделать, чтобы заслужить прощение?" Лучше спрашивать по-другому и самому думать над ответом на этот вопрос: "Что мы можем вместе сделать, чтобы снять напряжение?" В случае семейных конфликтов это может быть какая-то приятная совместная активность вроде прогулки на велосипедах.

- Что делать, если сталкиваешься с ситуацией, когда коллектив не принимает?

- Коллектив - обычно это сложившаяся группа людей, в которой все роли распределены. Когда приходит новый человек, то происходит перераспределение этих ролей, и группа может быть не готова, будет реагировать негативно.

Проиллюстрирую на личном примере. После окончания вуза я на протяжении года работала в школе. Пришла в уже сложившийся, сплоченный коллектив, который прошел через трудности, которые их и сплотили.

Я была молодым специалистом, который, к тому же, открыто высказывал свое мнение. Это моя особенность: если что-то меня волнует, я говорю прямо.

Было ощущение и понимание, что коллектив относится настороженно. Но примерно через полгода ситуация начала меняться.

Что я делала? Во-первых, проявляла себя как профессионал. Коллеги видели, что я знаю свой предмет, умею выстраивать отношения с учениками, что они ко мне тянутся и им нравятся мои уроки.

Во-вторых, я какое-то время наблюдала за коллективом, чтобы понять, как распределены роли, какие табу существуют в нем. Общалась с коллегами тет-а-тет, но не боялась высказать свои мысли и предложения и при всем коллективе.

В-третьих, я не предавала себя. Не пыталась быть более "удобной", смолчать, если с чем-то категорически не согласна. Для человека важно быть частью группы, но и сохранить свою индивидуальность значимо не менее.

- Что делать, если хамят в публичном месте? Например, в транспорте.

- Нужно сразу обозначить свои границы и не допускать такого поведения. Человека может отрезвить, если вы скажете, что с вами недопустимо говорить в таком тоне.

- Какие софт-скилы сейчас более востребованы и как их в себе развивать?

- На мой взгляд, это самосознание; умение работать в команде и становится ее частью; эмпатия, или эмоциональный интеллект; умение находить нестандартные решения и аргументировано их отстаивать; умение активно слушать и вести конструктивный диалог.

Наблюдать, анализировать, рефлексировать (в пределах разумного), быть открытым для обратной связи.

- Сформулируйте, пожалуйста, свою жизненную философию в пяти тезисах.

  • Делай то, что нравится.
  • Если делаешь то, что вынужден делать, делай это с удовольствием.
  • Будь любопытен и не переставай учиться.
  • Умей говорить "нет".
  • Будь собой в любой ситуации, это честно по отношению и к себе, и к другим.

Источник: samara.kp.ru