федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Передовая инженерная аэрокосмическая школа: делимся лучшими практиками

Передовая инженерная аэрокосмическая школа: делимся лучшими практиками

Самарский университет

Представители Самарского университета им. Королёва рассказали об оригинальных подходах к обучению в ПИАШ на круглом столе, посвященном новым программам подготовки инженерных кадров

Смелов Виталий Ткаченко Иван институт двигателей и энергетических установок Передовые инженерные школы (ПИАШ) Ростех ОДК-Кузнецов
20.10.2023 2023-10-20

Представители Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва приняли участие в круглом столе "Программы подготовки инженерных кадров в рамках передовых инженерных школ". Организатором мероприятия выступило ФГАНУ "Социоцентр" – оператор федерального проекта "Передовые инженерные школы" (ПИШ).

pic

Эксперты, представители университетов, участвующих в проекте, и их ключевого индустриального партнера – госкорпорации "Ростех" рассмотрели лучшие практики по разработке и реализации образовательных программ для подготовки и повышения квалификации инженерных кадров.

Андрей Келлер, руководитель Социоцентра выделил два ключевых аспекта формирования эффективной программы развития ПИШ, это компетенции выпускников и взаимодействие с индустриальными партнерами.

"Передовая инженерная школа – это система подготовки инженеров-лидеров, ее выпускник должен отличаться уровнем своих компетенций и знаний от специалистов, которых вузы готовят массово. Как выстроить такую систему подготовки, какие стандарты, инструментарий и модель использовать — это одни из самых важных задач, которые ежедневно решает руководитель ПИШ, – отметил Андрей Келлер. – Второй важный аспект – взаимодействие с индустриальными партнерами для интеграции передовой инженерной школы в цепочку создания критически важных для России продукции и технологий.

Опираясь на последние нормативные документы, в частности, на утвержденный Правительством РФ перечень мегапроектов, направленных на разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции, важно не только видеть текущую роль ПИШ и быть на фронтире решений этих задач. Необходимо выстраивать работу Школы так, чтобы опережать запросы отраслей, формируя инженерную исследовательскую повестку для создания прорывных технологий и разработок", – подчеркнул руководитель Социоцентра.

Иван Ткаченко, заместитель ректора, директор Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ) Самарского университета им. Королёва, рассказал о новых подходах к построению образовательных программ, которые выросли из практического опыта первого года работы Школы.

"Как показал наш опыт, в первую очередь на основе общения с индустриальными партнерами, для реализации комплексной фронтирной задачи требуются компетенции, которые не могут быть сформированы в течение двух лет. Но предъявляемый набор компетенций укладывается в 4 года.

В связи с этим нами в ПИАШ было принято решение о четырехлетнем обучении. Первый отбор проводится после 2-го года бакалавриата, на 3 и 4 курсах обучающиеся приобретают метакомпетенции, проектные компетенции, профессиональные предметные компетенции и социально-личностные компетенции. Второй отбор проводится при поступлении в магистратуру, в которой выпускники дополнительно получают исследовательские и коммуникативные компетенции", – сообщил Иван Ткаченко.

Он назвал несколько базовых принципов, которые положены в основу формирования компетенций выпускника ПИАШ Самарского университета им. Королёва: это междисциплинарность, индивидуализация образования, его практико-ориентированность и проекто-ориентированность.

"Реализация данных принципов в ПИАШ привела к тому, что были выделены три основные роли в проектных командах – инженер-исследователь, инженер-проектировщик и инженер-менеджер. Соответственно и индивидуальный выбор обучающимися дисциплин и модулей кластеризуется в три трека – исследовательский, практический и организаторский. В качестве эксперимента Самарский университет им. Королёва предполагает трудоустройство не отдельных выпускников, а сложившихся команд с учетом распределения вышеуказанных ролей и разрабатываемыми ими исследовательскими и технологическими проектами в интересах индустриальных партнеров", – подчеркнул Иван Ткаченко.

Также участники круглого стола обсудили новые принципы инженерного образования, заложенные целевой программой "Крылья Ростеха", которая была запущена в 2020 году госкорпорацией "Ростех".

В частности, опытом разработки и реализации этой образовательной программы в Самарском университете поделился Виталий Смелов, директор института двигателей и энергетических установок.

"Особенностью программы является интенсивная практическая подготовка по проектированию и моделированию перспективных авиационных газотурбинных двигателей под руководством наставников-специалистов ПАО "ОДК-Кузнецов". А также большой упор в подготовке специалистов делается на аддитивные технологии, которые открывают большие возможности для идей и фантазий самых амбициозных конструкторов, – рассказал он. – На данный момент прорабатывается программа индивидуальной образовательной траектории в части освоения цифровых инструментов инженерного анализа с акцентом на отечественные ПО и возможностью получения дополнительной квалификации – специалист по прочностным расчетам авиационных конструкций", – сообщил Виталий Смелов.

Подводя итог дискуссии, Андрей Келлер отметил три составляющие, на которых основывается проект "Передовые инженерные школы".

Первая – это система управления и взаимодействия Школы с университетом и индустриальным партнером. Вторая – это автономность Школы, способность самостоятельно вести финансовое управление проектами. И третья – это потенциал и ресурсы руководителя ПИШ по выстраиванию внутренних процессов в Школе.

Федеральный проект "Передовые инженерные школы" реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".