федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Научные проекты ПИАШ решают самые актуальные задачи индустриальных партнеров

Научные проекты ПИАШ решают самые актуальные задачи индустриальных партнеров

Самарский университет

Совет Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королёва подвел предварительные итоги ее работы в 2023 году

РКЦ "Прогресс" Сойфер Виктор Ростех Партнеры Роскосмос ОДК-Кузнецов Богатырев Владимир Ткаченко Иван Передовые инженерные школы (ПИАШ)
29.01.2024 2024-01-29

Практические результаты 2023 года, оригинальные решения, в научной и образовательной сферах, расширение круга индустриальных партнеров – все это стало темой для обсуждения на заседании совета Передовой инженерной аэрокосмической школы (ПИАШ), которое прошло 23 января в онлайн-формате.

Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва, поблагодарил за сотрудничество и поддержку индустриальных партнеров, в том числе тех, кто непосредственно поддерживает проект Передовой инженерной аэрокосмической школы – АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" (входит в "Роскосмос"), Объединенную двигателестроительную корпорацию (входит в "Ростех"), ее самарское предприятие ПАО "ОДК – Кузнецов" и АО "Авиакор – авиационный завод". Также ректор напомнил членам совета о расширении пула индустриальных партнеров ПИАШ.

"У нашей Передовой инженерной аэрокосмической школы появился новый индустриальный партнер, который занимается беспилотными авиационными системами и создает в Тольятти производство беспилотников гражданского назначения. Это компания "Транспорт будущего", – сообщил Владимир Богатырев.

Иван Ткаченко, директор ПИАШ, детально ознакомил членов совета с тем, какие практические результаты были получены школой в минувшем году в научной и образовательной сферах.

Научно-исследовательские работы велись в рамках шести тематик, согласованных с индустриальными партнерами, общий объем их финансирования – без малого 100 млн рублей. Научные проекты были объединены в четыре группы: стратегические, прикладные, инициативные и молодежные.

"Шесть стратегических научных проектов были направлены на реализацию и воплощение разработанной нами концепции цифрового завода, 16 прикладных научных проектов решали конкретные задачи в интересах наших индустриальных партнеров. Кроме того, мы сформировали трек из шести инициативных научных проектов, в которых были предложены темы, направленные на перспективное развитие ПИАШ", – пояснил Иван Ткаченко.

Шесть молодежных проектов, помимо решения конкретных научных задач, стали стартовой площадкой для новых научных групп.

"Эти проекты позволили нам выделить и поддержать активную молодёжь. И среди этих исследователей уже состоялись защиты кандидатских диссертаций, что тоже является одной из целей формирования и развития Передовой инженерной аэрокосмической школы", – отметил Иван Ткаченко.

В 2023 году значительные ресурсы были сосредоточены на создании научно-производственной и образовательной инфраструктуры ПИАШ.

Сформированы шесть научно-производственных подразделений, реализующих оригинальную концепцию цифрового завода, разработанную в ПИАШ. Среди них особое место занимают два опытных производства – киберфизические фабрики малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (МКА ДЗЗ) и малоразмерных газотурбинных двигателей (МГТД), а также инжиниринговое подразделение – цифровая фабрика систем региональной авиации и беспилотных летательных аппаратов.

Как подчеркнул Иван Ткаченко, несмотря на то, что формирование научно-производственной инфраструктуры ПИАШ еще не завершено, учеными уже получены практические результаты, имеющие большое значение для индустриальных партнеров. В частности, сформирован прототип серийного автоматизирования производства кубсатов размерности 12U для дистанционного зондирования Земли. Еще один из важнейших результатов – формирование интеллектуальной производственной ячейки (ИПЯ), которая призвана реализовать принципы цифрового завода в двигателестроении.

В минувшем году в научно-образовательной инфраструктуре ПИАШ появилось 8 интерактивных комплексов опережающей подготовки инженерных кадров. В процесс обучения встроены новые программы высшего и дополнительного профессионального образования.

"Мы запустили 9 новых программ высшего образования, которые были разработаны совместно с индустриальными партнерами. Из них 3 программы предназначены для бакалавриата, 6 – для магистратуры. Они нацелены на получение студентами исследовательских компетенций и компетенций проектных специалистов", – сообщил Иван Ткаченко.

Особое место в подготовке студентов ПИАШ занимают профессиональные стажировки на предприятиях аэрокосмической отрасли и участие в реальных научных исследованиях. В 2023 году 14 магистрантов прошли такие стажировки на ведущих предприятиях Объединенной двигателестроительной корпорации и Объединенной авиастроительной корпорации. Под руководством наставников 24 магистранта приняли участие в научно-исследовательских и опытных конструкторско-технологических работах по 6 научным темам.

Всего в Передовой инженерной аэрокосмической школе сейчас обучаются 250 студентов, причем первый выпуск инженеров новой формации состоится уже в этом, 2024 году. В ПИАШ продумали, как на самом современном уровне организовать трудоустройство своих выпускников. По информации Ивана Ткаченко, в феврале в их личных кабинетах на электронных ресурсах Самарского университета им. Королёва появятся новые возможности. Выпускники ПИАШ сформируют резюме, которые увидят их потенциальные работодатели. Студенты получат доступ к перечню вакансий, а кадровые службы университета смогут формировать и отслеживать их карьерную траекторию, а также соотносить востребованность имеющихся вакансий и специализаций молодых инженеров.

Но ПИАШ – это не только студенты. Здесь разработаны и запущены 5 программ дополнительного профессионального образования. По программе ДПО "Организация и управление технологическими цепочками поставок" объемом в 252 академических часа прошли обучение 10 инженеров. По 4 программам повышения квалификации обучились 98 специалистов предприятий – АО "РКЦ "Прогресс", ПАО "ОДК – Кузнецов", АО "Уральский завод гражданской авиации" и ряда других, а также таких вузов, как Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Тольяттинский госуниверситет.

"Для Передовой инженерной аэрокосмической школы принципиальный вопрос не только кого, чему и как учить, но и кто учит. В 2023 году 10 наших сотрудников прошли профессиональную переподготовку по программе "Управление проектами в условиях цифровизации производств", разработанную фондом "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". А всего в минувшем году повысили квалификацию 160 сотрудников ПИАШ", – проинформировал Иван Ткаченко.

Также директор ПИАШ сообщил, что в 2023 году школа выполнила все контрольные показатели, установленные Минобрнауки России, а часть из них перекрыта с большим запасом. В 2024 году будет продолжена отработка технологий цифрового завода, планируется дооснащение существующих производственных и образовательных пространств, создание 3 лабораторий, а также запуск 2 программ высшего образования и ряда программ ДПО по заказам индустриальных партнеров.

Открывая дискуссию по докладу, академик РАН Виктор Сойфер, президент Самарского университета им. Королёва, подчеркнул, что тесная связь с предприятиями – одна из давних традиций университета, которую сейчас развивает Передовая инженерная аэрокосмическая школа.

"Для нас очень важно, насколько удовлетворяют индустриальных партнеров наши наработки, насколько они совместимы с реальными условиями предприятий. Реальное внедрение, решение конкретных технических задач, стоящих перед производством, – вот наша главная цель. И если, например, мы понимаем, что интеллектуальная производственная ячейка, разрабатываемая в ПИАШ по теме малоразмерных газотурбинных двигателей, завтра становится "кирпичиком" для формирования новых цехов в ОДК – это огромное достижение", – говорит президент Самарского университета им. Королёва.

Виктор Сойфер также отметил одно из ключевых преимуществ подхода ПИАШ к образованию – мультидисциплинарность. Каждый из студентов получает глубокие знания и навыки в своей основной специальности, но при этом нарабатывает компетенции в смежных специальностях и приобретает опыт работы в мультидисциплинарной команде.

В ходе обсуждения индустриальные партнеры, при непосредственном участии которых формировались как научно-исследовательские, так и образовательные программы ПИАШ, высоко оценили уровень разработок, ведущихся в их интересах.

Например, Евгений Космодемьянский, начальник научно-технического центра – генеральный конструктор по космическим системам и комплексам компании "СТЦ" (г. Санкт-Петербург), увязал научные проекты ПИАШ с программными заявлениями руководства "Роскосмоса". Он отметил, что сегодня России необходимо быстро наращивать свою орбитальную группировку, причем не точечно, не единичными аппаратами, а десятками и сотнями аппаратов. Для этого нужны новые подходы, разработать которые непосредственно на производстве очень сложно.

"Мы понимаем, что для получения необходимых результатов нужно использовать синергический эффект от объединения наших ресурсов с вузовской наукой, с ее научными школами. И такое единение у нас уже состоялось. Нам нужен выход на серию в сотни космических аппаратов, поэтому такое направление, как цифровые, киберфизические фабрики, для нас очень актуально. И в этой части мы очень надеемся на результаты ПИАШ Самарского университета им. Королёва. Мы их видим, чувствуем, и будем использовать", – подчеркнул Евгений Космодемьянский.

Его оценку деятельности ПИАШ поддержала Марина Кустова, директор по развитию ПАО "ОДК-Кузнецов".

"Сегодня нам, промышленным предприятиям, необходимо очень быстро и точно реагировать на любые изменения спроса. В том числе когда спрос на конечную продукцию и ее компоненты повышается кратно. В ПАО "ОДК – Кузнецов" есть понимание того, что цифровизация отдельных цехов и участков не обеспечит решения этой непростой задачи, только применение стека цифровых технологий ко всей производственной цепочке справится с ней. И мы хотели бы, чтобы Самарский университет им. Королёва, сформировав решения в условиях созданных полигонов – опытно-экспериментальных цифровых и киберфизических фабрик и лабораторий, был флагманом, определившим фарватер, по которому потом пройдут индустриальные партнеры и, в частности, наше предприятие. Именно в стенах университета могут быть отработаны интегрированные технологии, которые позволят получить конечный результат – необходимое увеличение объемов производства", – подчеркнула Марина Кустова

Отчет Самарского университета им. Королёва перед Минобрнауки России по итогам реализации федерального проекта "Передовые инженерные школы" в 2023 году запланирован на февраль.

Справочно:

В процессе формирования инфраструктуры ПИАШ:

1) завершается создание 3 ключевых научно-производственных подразделений, реализующих концепцию цифрового завода:

  • киберфизической фабрики малых космических аппаратов;
  • киберфизической фабрики малоразмерных газотурбинных двигателей;
  • цифровой фабрики систем региональной авиации и беспилотных летательных аппаратов.

2) созданы 3 лаборатории, реализующих концепцию цифрового завода:

  • лаборатория промышленного интернета вещей;
  • учебно-исследовательская лаборатория проектирования и производственных испытаний полезной нагрузки малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (МКА ДЗЗ);
  • лаборатория интеллектуальных систем управления предприятием.

3) создано 8 интерактивных комплексов опережающей подготовки инженерных кадров:

  • Цифровые аддитивные технологии;
  • Робототехника и мехатроника;
  • Цифровой инжиниринг технологических процессов;
  • Иммерсивные технологии в двигателестроении»;
  • Системный инжиниринг беспилотных авиационных систем;
  • Организация и оптимизация производственных процессов;
  • Компьютерный инжиниринг и цифровые технологии;
  • VR-технологии.

В 2024 году планируется:

1) сформировать 3 лаборатории:

  • лабораторию промышленной робототехники;
  • лабораторию электроники и кибернетики;
  • лабораторию оптической связи в свободном пространстве.

2) разработать и запустить образовательные программы:

  • Перспективные технологии производства изделий аэрокосмической техники (бакалавриат);
  • Aerospace Engineering and Technology (магистратура).