Полет Юрия Гагарина в космос стал грандиозным событием и вдохновил людей по всему миру, доказав, что человеку под силу преодолевать внеземные расстояния. С тех пор в России уже 133 космонавта совершили один или несколько полетов в космос (и более 600 человек в мире). За это время технологии достигли небывалых высот, было сделано множество открытий. Однако профессия космонавта по-прежнему остается одной из самых сложных, непредсказуемых и опасных.
Чем сегодня занимаются люди на орбите и где учат космическим специальностям, разбиралась наука.рф.
Инженер, пилот и слесарь
Научные исследования являются важной частью работы на орбите, но назвать космонавта только ученым было бы неверно, да и в целом, относить его к определенной специальности. Подробнее об этом рассказал Андрей Бабкин, космонавт-испытатель — заместитель командира Отряда космонавтов Роскосмоса (по научно-исследовательской и испытательной работе), кандидат технических наук.
"Обычно к нам в Отряд, который находится в научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, приходит человек с одной базовой профессией и начинает дополнительно осваивать те специализации, которые понадобятся ему в полете. Поскольку в экипаже всего три места, а одно из них может занимать иностранный космонавт, то на долю остальных двух выпадает огромный объем работ. Поэтому космонавт — это не только ученый, но и пилот, инженер, слесарь и много кто еще", — говорит Андрей Бабкин.
Итак, как же стать космонавтом? Для начала необходимо стать кандидатом в космонавты, а для этого нужно пройти долгий и строгий отбор на соответствие множеству важных критериев. О них подробнее сейчас и расскажем.
Претендентом в кандидаты может быть гражданин Российской Федерации не старше 35 лет. Рост должен быть в пределах 150-190 см, а масса тела не превышать 90 кг. Такие ограничения связаны с конструкцией космического корабля, но с этим связаны и более интересные показатели.
"Например, не каждый знает, что оценивают рост человека в положении сидя (80 — 99 см). В целом, кандидат должен соответствовать определенным физическим требованиям: выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость, устойчивость к перегрузкам, невесомости, гипоксии, вестибулярным раздражителям и быть психологически подготовленным", — поясняет космонавт-испытатель.
Оцениваются операторские и инженерные профессиональные способности, умение работать с техникой, знание иностранного языка. А еще уровень общей эрудиции, знания истории космонавтики, культурологии и других научных направлений: ведь нередко космонавту приходится выступать на публике, представляя целую отрасль и даже страну. С полным списком требований можно ознакомиться на сайте Центра подготовки космонавтов по ссылке.
По словам эксперта, за всю историю полетов требования к кандидатам в космонавты в стране менялись, но не сильно. Раньше таких специалистов отбирали в отдельные отряды из военных летчиков, инженеров и врачей. Но позднее объединили в один Отряд с едиными правилами отбора.
Посадить самолет и построить убежище
Если человек соответствует всем вышеперечисленным критериям, его могут пригласить в Центр подготовки космонавтов (Звездный городок, Московская область). Здесь проводят медобследование, проверяют профпригодность, физическую подготовку, психологическое состояние, и, если все в порядке, могут утвердить в кандидаты для отбора в космонавты.
Следующим этапом является общекосмическая подготовка, которая обычно занимает около двух лет. Проводят ее в том числе с помощью комплекса специального оборудования в Центре. Например, под водой, в гидролаборатории, имитируя выход в открытый космос. А на стендах и в барокамерах, где создается вакуум, космонавт-испытатель может смоделировать работу в безвоздушной среде в разных скафандрах. Есть еще и спецсамолеты-лаборатории невесомости.
Тренировка в невесомости
"На этом этапе происходит своего рода профессиональное выравнивание: инженеры получают навыки пилотирования, летчики — теоретическую информацию о космической технике. Участники знакомятся с теорией космических полетов и систем, а также тренажерами космического корабля и станции", — рассказывает Андрей Бабкин.
Однако будущих космонавтов готовят не только к полетам, но и, например, выживанию в разных условиях на море и на суше: в лесу, в пустыне, зимой или летом — на случай приземления корабля в этой местности.
"Учат управлять самолетом, решать задачи во время прыжка с парашютом. Или, например, строить специальное убежище — тоже целая наука. Посадка может произойти в любой географической зоне, поэтому важно уметь правильно действовать в любых условиях", — подчеркивает Андрей Бабкин.
Затем после нескольких лет в группе совершенствования и специализации, с расширением объема всех этих испытаний, а также экзаменов и зачетов, космонавта-испытателя могут назначить в конкретный экипаж, где он будет готовиться уже к конкретному космическому полету. Пройти весь этот масштабный путь необходимо, чтобы быть уверенным: во время космического полета космонавт ничего непонятного для себя не обнаружит. Когда корабль стартует с космодрома, останется лишь собрать весь свой опыт и знания воедино и действовать как учили.
Распорядок дня на орбите будет тоже четко запланирован: космонавты отрабатывают свой типовой "космический" рабочий день еще на Земле. План расписан буквально по часам — от подъема до отбоя. Как правило, в ежедневные задачи входит блоками: целевая работа с оборудованием, физическая тренировка на специальных тренажерах (чтобы поддерживать организм в хорошем состоянии), техническое обслуживание различных систем космической станции, научные эксперименты, сеансы связи с Центром управления полетами.
"Конечно, у космонавтов есть и выходные дни: в это время мы обычно занимаемся дополнительными задачами, которые не вошли в рабочие дни, и наведением порядка на станции. Важна и психологическая разгрузка: можно почитать книгу или посмотреть фильм, но самое интересное — видеть, как по-новому открывается оттуда Земля. Время на это тоже вписано в график", — говорит Андрей Бабкин.
От бактерий до галактик
Одна из главных задач на орбите — проведение научных исследований. Спектр направлений здесь довольно широкий: это и космическая биология и физиология, и материаловедение, отработка космической техники, физика космических лучей. Как рассказал порталу наука.рф директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Анатолий Петрукович, важные цели связаны с исследованиями Земли из космоса. Изучая состояние атмосферы, облачность, температуру океана, можно получить более точные прогнозы погоды, которые уже невозможно представить без космических данных.
Из космоса активно изучают концентрацию парниковых газов, связанных с глобальным потеплением на нашей планете. Эти соединения занимают всего долю процента в составе атмосферы, но, чтобы проследить, как они эволюционируют, нужны детальные исследования с орбиты.
Еще одна важная задача — наблюдение за солнечной активностью. Такие исследования позволяют предсказывать солнечные вспышки, понять, как они выбрасывают в пространство магнитные облака, воздействующие на магнитное поле Земли.
Другое интересное направление — поиск различных форм жизни на планетах Солнечной системы. Например, по составу и количеству определенных газов можно понять, что их выделяют бактерии. Именно по этой причине на Марсе сейчас активно ищут метан. Обычно это соединение быстро разлагается под действием солнечного света. Но если его концентрация в атмосфере все же поддерживается, пусть и в малых количествах, значит, здесь могут быть живые, пусть и примитивные, организмы.
Признаки жизни также ищут в высоких областях атмосферы Венеры: на поверхности планеты она составляет порядка 500° С, а вот на высоте 60 км почти такая же, как у нас, около 30° С. А еще, как ни удивительно, интерес вызывают ледяные спутники Юпитера. Температура на их поверхности составляет практически -150° С. Казалось бы, какая там жизнь? Однако ученые выяснили, что под ледяными настилами есть огромный жидкий океан, достаточно разогретый под давлением верхних слоев, чтобы в нем могли обитать примитивные бактерии.
Не обходят вниманием и дальний космос. Исследователи занимаются поиском новых планет вблизи других звезд, подобных нашей. На сегодняшний день таких объектов найдено уже несколько тысяч. Активно изучают черные дыры, нейтронные звезды, сверхновые.
"Для нас, ученых, эти объекты — лаборатория новых физических условий, которые мы не можем достичь на Земле в реакторах и ускорителях. А в бесконечном масштабе космоса можно открыть практически любой вообразимый и невообразимый природный объект, понять, как он устроен, изучив его излучение. И, возможно, через 50-100 лет мы научимся применять эти новые законы физики, которые видим в космосе, для практических целей на Земле", — рассказывает директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович.
В ходе ближайшей экспедиции, МКС-71, которая состоится с апреля по сентябрь этого года, запланировано более 40 экспериментов. В их числе: мониторинг лесных экосистем, разработка полимерных материалов, стойких к биокоррозии, влияние геомагнитосферы Земли на развитие сердечно-сосудистых заболеваний, культивирование микроводорослей и многое другое.
Поступить как космонавт
Поскольку работа космонавта находится на стыке разных наук и дисциплин, то и в вузе необходимо выбирать из большого числа учебных направлений. Помочь определиться с выбором университета может Роскосмос. Несколько лет назад Госкорпорация представила перечень из 18 опорных вузов, объединив их в консорциум, который будет выпускать специалистов для российской ракетно-космической отрасли.
По большому счету, это может быть любая инженерная или техническая специальность. Но не обязательно — просто таким специалистам будет легче войти в профессию. Ведь зачастую космонавтам приходится заниматься исследованиями именно в этой области, а еще настройкой техники — от монтажа аппаратуры до установки компьютерных программ.
Это могут быть радио- и электротехнические специальности, связанные с проектированием и изготовлением приборов. Или даже биология, поскольку на Международной космической станции (МКС) проводятся эксперименты, связанные с выращиванием различных культур; химия, потому что на МКС не обходятся без опытов, связанных с разработкой препаратов в условиях невесомости (чтобы проверить, будут ли они более эффективны).
"Нужны специальности и в сфере ИТ: важно, чтобы космонавт разбирался, как работают программы, мог при необходимости настроить аппаратуру на станции, понимал, как работает "железо", — рассказывает директор Центра экспериментов в космосе, доцент кафедры космических исследований Самарского университета им. С. П. Королёва Андрей Крамлих.
Например, у студентов, которые учатся по специальности "Ракетные комплексы и космонавтика", после окончания вуза уже будет представление о конструкции космической станции и ее движении в околоземном пространстве. Такие специалисты лучше понимают, что их ждет в процессе вывода в космос на ракета-носителе, на этапе орбитального полета и стыковки со станцией. А также на этапе спуска на Землю, после завершения космической миссии.
"Представьте ситуацию: прибор доставляют на станцию, а он не работает. Отправлять его на ремонт на Землю и потом снова на станцию долго и требует дорогостоящих ресурсов. Но если у человека есть радио- или электротехническое образование, ему могут прислать инструкцию, чтобы он разобрался, где и что нужно проверить, и при возможности исправить", — объясняет эксперт.
Понятно, что человек обычно специализируется в конкретной области и не может во всем хорошо разбираться. Но иметь общее представление по смежным вопросам будущему космонавту все же необходимо.
Но если заглянуть в будущее, то спектр космических профессий окажется еще шире. Вполне возможно, что в ближайшие 30 лет начнется колонизация Луны. Уже сейчас активно реализуются космические программы, запускаются аппараты для исследований нашего естественного спутника. В этом случае, по словам Андрея Крамлиха, перспективными могут стать специалисты с сельскохозяйственным образованием — чтобы выращивать культуры на лунной станции. Понадобятся и медики — оказывать экстренную медицинскую помощь участникам экспедиции; связисты — настраивать связь с Землей. А также химики, биологи, технологи и специалисты многих других направлений.
Нужны не только ИТ-специалисты
Однако космонавт — не единственная на сегодня востребованная профессия в этой отрасли. Большое значение в ближайшие годы будут иметь специалисты в области радиотехники и электроники, чтобы разрабатывать необходимые устройства для космонавтики, а также инженеры-конструкторы.
"Сейчас в России активно развивается частная космонавтика, появляются небольшие инновационные предприятия, занимающиеся разработкой космических аппаратов и сервисов. Среди них: "СПУТНИКС" (участник проекта по созданию и обеспечению функционирования ИНТЦ МГУ "Воробьевы горы"), "Бюро 1440", "Геоскан", а также "СТЦ" в Санкт-Петербурге. Эти компании создают малые аппараты до 500 кг. А что такое малые аппараты? В первую очередь, электроника", — отмечает Андрей Крамлих.
Причем такие специальности актуальны не только для космической сферы, но и наземных систем, беспилотных технологий. Сегодня много говорят о потребности в ИТ-специалистах, однако важны и те, кто умеют создавать устройства, которые эти специалисты используют. По мнению эксперта, этому направлению сейчас уделяют недостаточно внимания и его необходимо популяризировать, привлекать в сферу талантливую молодежь.
"Когда мы выступаем перед абитуриентами и школьниками, обычно им говорим: "Если вы научитесь проектировать ракетно-космическую технику, вы сможете проектировать любое другое изделие. Потому что ничего сложнее, чем такая техника, нет (за исключением ядерной энергетики, это отдельный вопрос). Если вы научитесь моделировать движение космического аппарата, то моделирование любого другого объекта, скажем, квадрокоптера или автомобиля, проблем не вызовет", — подчеркивает эксперт.
Физкультура и не только
Если ребенок уже со школы серьезно настроен стать космонавтом, то начать подготовку, как бы неожиданно это ни звучало, следует с физкультуры. Ведь космонавт — это, в первую очередь, человек с крепким здоровьем. Можно выбрать спортивную секцию в зависимости от интересов и способностей школьника, будь то бассейн или легкая атлетика.
Необходимо и хорошее естественнонаучное образование. По мнению доцента кафедры космических исследований Андрея Крамлиха, из школьных предметов особое внимание следует уделить математике, физике или химии. Еще одно полезное для таких целей направление — ИТ и робототехника. Не лишним будет присмотреться к школьным кружкам и кванториумам, где детей учат собирать и программировать роботов.
Центрифуга
И, наконец, не стоит забывать о "мягких" навыках — важно развивать в себе умения решать нестандартные задачи, работать в команде, критически мыслить и адаптироваться к изменениям. Очевидно, что путь к космосу будет нелегким. Но пройти его однозначно стоит: выбрать интересное для себя направление, погрузиться в исследования, преодолеть испытания и годы подготовки. Чтобы однажды, будучи участником экипажа, подняться на борт космического корабля и взмахнуть рукой.
Источник: наука.рф