В 21 веке умение работать в мультидисциплинарном формате является одной из ключевых компетенций. Особенно важно получить такие навыки будущим специалистам, которые скоро выйдут на рынок труда. Поэтому в университетах активно внедряются проекты, позволяющие одновременно с обучением по основному направлению получить квалификацию в дополнительных сферах.
Цифровая среда стала неотъемлемой частью жизни человека, разбираться в ней требуется практически любому. В рамках программы "Приоритет-2030" для повышения навыков студентов Самарский университет им. Королева в 2022 году создал "Цифровую кафедру".
Второе образование за один год
В рамках первого набора университет обучил 707 студентов. В 2023 году количество желающих получить дополнительную "цифровую" квалификацию превысило 2000 человек, в этом году обучение на кафедре пройдут 3000 студентов.
За один учебный год в дополнение к своей основной квалификации студенты получают ещё одну – "цифровую", в сфере IT.
"Наши студенты учатся программировать, управлять IT-проектами, осваивают web-разработку и технологии 3D-моделирования, технологии аддитивного производства. Обучение на цифровой кафедре максимально ориентировано на практику. В создании образовательных программ задействованы лучшие IT-компании. Наряду с преподавателями университета, они участвуют в образовательном процессе", – поясняет ректор Владимир Богатырев.
Важно отметить, что "цифровые кафедры" открылись далеко не во всех российских вузах.
"Проект реализуется на базе 115 российских университетов, и Самарский университет им. Королёва – в их числе. У студентов этих университетов есть преимущество, уникальная возможность бесплатно получить дополнительную квалификацию и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, ведь навыки работы с "цифрой" высоко оцениваются и даже требуются работодателями во многих сферах", – отметил проректор по учебной работе Андрей Гаврилов.
Здесь учат самых нужных специалистов
На "цифровой кафедре" реализуется 10 программ обучения, распределенных по четырем блокам.
"Проект "Цифровая кафедра" реализуется в формате дополнительного профессионального образования. Если в 2022 году было реализовано 6 программ, то в 2023 году их стало 10. Есть блок, связанный с обучением программному обеспечению. Здесь где ребята могут изучить такие языки программирования, как JavaScript и 1С, или повысить свои компетенции. Второй блок посвящен анализу данных, здесь изучают Python и учат работать с BigData. Так как каждый третий студент нашего университета обучается по инженерной специальности, есть отдельный блок "Инженерия". Здесь изучают 3D-моделирование, автоматизированное проектирование, программирование станков с ЧПУ, цифровые аддитивные технологии.
И последний блок – управленческий, в рамках которого реализуется две программы. Одна из них, "Умное производство", учит управлять производством на механизированном и роботизированном предприятии. Другая – "Управление ИТ проектами": здесь ребята получают навыки управления проектами на всех этапах их разработки и реализации, подготовки техзаданий и оценки эффективности". Важно, что в 2024 году появятся новые программы дополнительного образования, – рассказывает руководитель "Цифровой кафедры" Павел Чертыковцев.
Пройти обучение на "Цифровой кафедре" может любой студент, вне зависимости от основного направления подготовки, то есть и гуманитарий, и технарь, очной или очно-заочной формы обучения. Единственное условие – поступить на цифровую кафедру можно только со 2 курса бакалавриата или 3 курса специалитета.
Все программы реализуются в смешанном формате, онлайн и офлайн. Как правило, на лекции отводится 2 часа в неделю, на практику – 4 часа, она проходит в университете или онлайн в зависимости от программы, в вечернее время.
"Я наслаждался учебой и результатами"
Важно, что обучение на "цифровой кафедре" проходят студенты не только Самарского университета им. Королёва, но и других вузов России. Для получения диплома о профессиональной переподготовке учащиеся защищают проект либо сдают экзамен.
"Обучение на кафедре дало мне дополнительный документ, подтверждающий мою новую квалификацию и компетенции. Я познакомился с единомышленниками. Эксперты-преподаватели дали не только теоретические знания, но и практические навыки. Рассказали на конкретных примерах, как на практике применяются те или иные инструменты и в сфере разработки, и в управлении ИТ-проектами. Мне в итоге удалось сделать свой проект "Приложение по распознаванию рукописного текста", успешно провести разработку и насладиться получившимся продуктом", – поделился своими впечатлениями Егор Читоркин, выпускник цифровой кафедры 2022 года.
Квалификации "цифровой кафедры":
- руководитель проектов в области информационных технологий;
- аналитик данных;
- web-верстальщик;
- frontend-программист;
- frontend-разработчик;
- специалист по разработке и сопровождению решений на платформе "1С:Предприятие";
- специалист по автоматизированному проектированию технологических процессов;
- программист металлорежущих станков с ЧПУ;
- программист установок аддитивного производства;
- специалист по автоматизированным системам управления машиностроительным предприятием.
Источник: samara.aif.ru