Кафедра Конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов ещё в 90-е годы сделала ставку на оперативное внедрение в учебный и исследовательский процесс САПР. Поэтому переход от отдельных CAD-, CAE-, PDM-систем к PLM с цифровым двойником изделия является для университета следующим логичным шагом.
Цель: повысить престиж групп по проектированию двигателей на кафедре за счет внедрения передового уровня проектирования в учебный процесс.
Задача: переработать учебный процесс с учётом современных тенденций в области инженерной работы.
Ранее для моделирования использовалась связка пакетов Siemens NX, ANSYS и MSC.ADAMS. Однако, по мнению автора, возможностей T-FLEX PLM достаточно большинству инженеров в авиации, космонавтике, робототехнике и общем машиностроении.
При этом T-FLEX PLM:
- Имеет меньший стоимостной порог входа, чем NX (как по стоимости лицензирования, так и обучения);
- T-FLEX PLM изначально ориентирован на российские стандарты;
- T-FLEX PLM не несёт груза прежних разработок;
- T-FLEX PLM имеет доступную техподдержку и хорошие учебные материалы на русском языке, включая видео.
Также T-FLEX PLM имеет важные для нас преимущества:
- Это САПР средне-тяжёлого класса, а не среднего;
- Обладает высокой интеграцией модулей;
- Содержит большой набор модулей, в том числе VR;
- Имеет возможность прямого импорта из большого числа пакетов;
- Стабильно работает;
- Наконец, это единственная российская среда разработки технических изделий, обеспечивающая единую модель на всех этапах проектирования
Это и определило наш выбор в пользу T-FLEX PLM.
С 2018 года шло внутреннее тестирование ПО и подготовка методических пособий, например по расчёту ротора ГТД, показанного на рисунке 1. С 2020 года было введено одно занятие в рамках дисциплины "Введение в специальность", посвящённое демонстрации работы T-FLEX VR для изучения конструкции двигателей.
В 2022 году было проведено тестирование связки T-FLEX CAD → VR → Динамика → Анализ для моделирования поршневого ДВС, показанного на рисунке 1, на одной подгруппе студентов в рамках летней информационной практики.
В 2023 году был утверждён учебный план целой группы по направлению подготовки "Двигатели летательных аппаратов" под девизом "Сквозному обучению – Сквозную модель", в котором декларирован постепенный перевод конструкционного моделирования на продукты T-FLEX PLM, где это возможно. Соответственно, осенью 2023 была набрана учебная группа, студенты которой должны будут завершить обучение в 2027 году.
Дисциплины по учебному плану выстроены в соответствии с алгоритмом виртуального проектирования, показанном на рисунках 3 и 4. Где возможно, выдержано правило: один семестр – обучение, следующий – расчётная работа.
Таким образом, на базе T-FLEX PLM реализовано сквозное обучение по специальности "Двигатели летательных аппаратов", учитывающее современные тенденции в области инженерной работы.
С полной версией статьи можно познакомиться по ссылке