федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Обучение в группе конструкторов на кафедре КиПДЛА переведено на отечественный программный продукт T-FLEX PLM

Обучение в группе конструкторов на кафедре КиПДЛА переведено на отечественный программный продукт T-FLEX PLM

Самарский университет

Внутреннее тестирование программного обеспечения и подготовка методических пособий начались в 2018 году

Кафедра теории двигателей летательных аппаратов бортжурнал
26.04.2024 2024-05-02

Кафедра Конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов ещё в 90-е годы сделала ставку на оперативное внедрение в учебный и исследовательский процесс САПР. Поэтому переход от отдельных CAD-, CAE-, PDM-систем к PLM с цифровым двойником изделия является для университета следующим логичным шагом.

Цель: повысить престиж групп по проектированию двигателей на кафедре за счет внедрения передового уровня проектирования в учебный процесс.

Задача: переработать учебный процесс с учётом современных тенденций в области инженерной работы.

Ранее для моделирования использовалась связка пакетов Siemens NX, ANSYS и MSC.ADAMS. Однако, по мнению автора, возможностей T-FLEX достаточно большинству инженеров в авиации, космонавтике, робототехнике и общем машиностроении.

При этом T-FLEX PLM: 

  1. Имеет меньший стоимостной порог входа, чем NX (как по стоимости лицензирования, так и обучения); 
  2. T-FLEX PLM изначально ориентирован на российские стандарты;
  3. T-FLEX PLM не несёт груза прежних разработок;
  4. T-FLEX PLM имеет доступную техподдержку и хорошие учебные материалы на русском языке, включая видео.

Также T-FLEX PLM имеет важные для нас преимущества: 

  1. Это САПР средне-тяжёлого класса, а не среднего; 
  2. Обладает высокой интеграцией модулей;
  3. Содержит большой набор модулей, в том числе VR;
  4. Имеет возможность прямого импорта из большого числа пакетов;
  5. Стабильно работает;
  6. Наконец, это единственная российская среда разработки технических изделий, обеспечивающая единую модель на всех этапах проектирования

Это и определило наш выбор в пользу T-Flex PLM.

С 2018 года шло внутреннее тестирование ПО и подготовка методических пособий, например по расчёту ротора ГТД, показанного на рисунке 1. С 2020 года было введено одно занятие в рамках дисциплины "Введение в специальность", посвящённое демонстрации работы T-FLEX VR для изучения конструкции двигателей.

 В 2022 году было проведено тестирование связки T-FLEX CAD → VR → Динамика → Анализ для моделирования поршневого ДВС, показанного на рисунке 1, на одной подгруппе студентов в рамках летней информационной практики.

В 2023 году был утверждён учебный план целой группы по направлению подготовки "Двигатели летательных аппаратов" под девизом "Сквозному обучению – Сквозную модель", в котором декларирован постепенный перевод конструкционного  моделирования на продукты T-FLEX PLM, где это возможно. Соответственно, осенью 2023 была набрана учебная группа, студенты которой должны будут завершить обучение в 2027 году.

Дисциплины по учебному плану выстроены в соответствии с алгоритмом виртуального проектирования, показанном на рисунках 3 и 4. Где возможно, выдержано правило: один семестр – обучение, следующий – расчётная работа.

Таким образом, на базе T-FLEX PLM реализовано сквозное обучение по специальности "Двигатели летательных аппаратов", учитывающее современные тенденции в области инженерной работы.

С полной версией статьи можно познакомиться по ссылке