У Владимира Дмитриевича Богатырева, ректора Самарского университета им. Королёва, – юбилей. О переломных моментах в судьбе, студенчестве в бурные 90-е, а также о том, какие качества характера помогают ему в работе, Владимир Дмитриевич рассказал газете "Полёт".
– Владимир Дмитриевич, вы поступали в университет в 90-е, выбрали ИТ. Почему? Тогда ещё персональные компьютеры мало что умели, об интернете мало кто слышал. Опять же на слуху был ФАИТ политеха, но вы идёте в аэрокос. Что повлияло на выбор вуза? Это не из разряда "Это у нас семейное"?
– Когда я был школьником, вокруг было много книг, передач и разговоров о космосе, много информации о том, как будем осваивать космос. И я мечтал стать космонавтом, обязательно полететь к другим планетам, исследовать новые миры. Но потом "надел очки" и понял, что в космонавты меня не возьмут. Тогда представил себя конструктором ракет, самолётов. С этой мыслью дошёл до выпускного класса и даже приёмной комиссии СГАУ. И тут один случайный разговор перевернул все мои планы. Всё творчество и будущее – за компьютерами и "цифрой", так что нужно идти в айтишники. И хотя персональные компьютеры только-только появлялись, этот аргумент стал для меня решающим, и я подал документы на ИТ.
– Не разочаровались, ведь дальнейшая жизнь оказалась связана с экономикой и управлением?
– Нет. Считаю, что полученное мною образование помогает в разных жизненных ситуациях. Направление "Прикладная математика и информатика" дало основополагающие знания и навыки. Например, мыслить блок-схемами, выстраивать алгоритмы, распределять задачи по приоритетам, проводить системный анализ, а в дальнейшем – синтез. Кроме того, получил знания, связанные с оптимизацией, когда необходимо достичь цели в условиях ограниченных ресурсов. Для управления сложными системами логика информатики и кибернетики очень подходит.
Потом я получил юридическое образование в Самарском госуниверситете. На тот момент пришёл к выводу, что без юридической подготовки быть руководителем практически невозможно: очень много тонкостей и нюансов надо учитывать и хорошо разбираться в законодательстве. Ценным оказалось понимание устройства отечественной правовой системы. Когда ты представляешь, как работает система, что с чем связано, ты знаешь, где искать ответ на тот или иной вопрос, где могут быть скрыты подводные камни. А ещё юридический тип мышления требует другой логики, гуманитарный подход заметно отличается от инженерного. Дополнение инженерно-математического мышления гуманитарным – поверьте, это интересный опыт!
– Как же получилось, что вы поступили в экономическую аспирантуру? Факультет экономики в то время, когда вы заканчивали обучение в институте информатики, только зарождался…
– В те годы, когда я заканчивал университет, в 96–97-е, стало понятно: в стране развивается новый тренд – всё, что связано с банками, менеджментом. Я подумал, что хорошо бы подкрепить инженерное образование экономическим. Поэтому в 1997 году задумался о том, чтобы получить второе высшее. И снова после ещё одного случайного разговора решил выбрать не второе высшее по экономике, а аспирантуру в родном университете. И надо сказать, что, несмотря на молодость факультета экономики и управления, там уже действовал диссертационный совет.
В современном мире господствует концепция: "Обучение на протяжении всей жизни". Я не знал о ней, но на собственном опыте понял: чтобы двигаться дальше, надо постоянно учиться. И не бояться менять сферу деятельности. Мультидисциплинарность позволяет генерировать самые неожиданные концепты на стыке разных направлений и специальностей. Настоятельно советую студентам инженерных направлений развивать в себе soft skills, а студентам гуманитарных направлений – изучать цифровые технологии. Это очень полезно и обязательно пригодится в будущем.
– А есть связь между информатикой и экономикой в вашей образовательной траектории? "Математические методы в экономике" звучит довольно близко по смыслу к ИТ.
– Да, аспирантура была по матметодам и информационным методам в экономике. И, безусловно, я применил всё то, чему меня учили на факультете информатики. Наши преподаватели всегда говорили: мы вас учим универсальному математическому инструментарию, который вы всегда сможете применить в жизни. Нам, студентам, это было странно слышать, потому что мы смотрели на абстракции на доске и про себя недоумённо пожимали плечами: ну как это может пригодиться в жизни?! На самом деле многое из той теории я применяю практически ежедневно. Когда поступил в аспирантуру, постарался применить знания из области ИТ в новой для меня сфере. Надо сказать, что отечественная экономика в 90-е годы прошлого века была далека от математических и информационных методов. Но вся современная экономика в основном базируется как раз на таких подходах. Так что да, для отечественной экономики в конце 90-х годов мы предлагали инновационные подходы.
– Студенческие годы. Какими вы их сейчас вспоминаете? Начало 90-х – каким тогда было студенчество? Насколько разнообразна была студенческая жизнь? Что вы для себя выбрали: концентрацию на учёбе, студенческие активности, подработку?
– Те годы сложно назвать яркими. Да, были и тусовки, работали клубы, но 91–92-й – это годы распада страны – Советского Союза, годы развала комсомола, в который я только-только вступил, и поэтому для меня жизнь словно выцветала, теряла краски. Я сосредоточился на учёбе и работе, начиная со второго курса. Настраивал программное обеспечение и программировал на самых разных языках, разрабатывал программы, которых в России не было на тот момент, – банковские операционные системы.
Сегодня же у студентов гораздо больше возможностей для самореализации и творчества. Множество студенческих объединений, спортивных секций, огромное количество способов посетить другие города и даже страны. Поэтому я всегда призываю студентов быть активнее, максимально использовать те инструменты и ресурсы, которые им доступны, придумывать новые проекты, не бояться экспериментировать.
– Какие первые шаги вы предприняли для развития факультета экономики и управления, когда стали деканом?
– Я пришёл на факультет экономики и управления с опытом работы в бизнесе в 90-е годы. Этот период был очень бурным. Вернувшись в альма-матер, думал, что попал в академическую бюджетную среду, где всё стабильно и спокойно. Но на посту декана быстро почувствовал, как в образовании всё тоже бурлит: бесконечная трансформация нормативной базы, реформы, изменения условий игры.
Первое, с чем столкнулся, – стремительное сокращение бюджетных мест. Если в первые годы факультет набирал на бюджетные места до полутора сотен человек, то очень быстро ситуация изменилась, заговорили о том, что экономистов слишком много, и количество бюджетных мест со временем сократилось до 50. И ещё сотню "платников" надо было где-то найти, убедить родителей, что оплачивать образование ребёнка – это нормально и в будущем обязательно окупится.
Второе – эксперимент с Болонской системой. Мы переходили на бакалавриат/магистратуру, но при этом ещё оставался и специалитет.
Также в это время внедрялась система менеджмента качества. Мы фактически заново создавали новую систему документооборота, которая бы отвечала стандартам ИСО-9000-2001. Так, документы, связанные с учебными планами, вёл Алексей Николаевич Поручиков. Документы, связанные с задолженностями по оплате обучения, – Тамара Павловна Клевцова. Ведомости успеваемости находились в ведении Валентины Григорьевны Савиновой. А все эти отдельные блоки нужно было объединить в один связанный документооборот.
На тот момент университет участвовал во всевозможных федеральных программах, подавал заявку на участие в конкурсе национальных исследовательских университетов. И ректор Виктор Александрович Сойфер сформировал молодёжную группу под моим руководством, которая писала альтернативную программу развития будущего национального исследовательского университета. И когда мы завершили эту работу, Виктор Александрович принял решение внести наши "молодёжные" предложения в уже сформированную "взрослыми" программу. С того момента началось моё участие в написании стратегических документов университета. Это был 2008 год.
И вывод, который я сделал в эти годы: нельзя рассчитывать на то, что всю жизнь будешь работать по одной специальности и выполнять одну функцию. Нужно быть готовым к тому, что жизнь стремительно меняется. И студенческие годы – лучшее время, чтобы научиться быстро перестраиваться с одной темы на другую, быть гибким, уметь следовать тенденциям, изменяющемуся законодательству, реформам, модернизации, трансформации и не кричать при этом: "Караул!" Кроме того, в бизнесе есть правило: не все проекты (или, как я их называю, точки роста) "выстреливают", что-то может и провалиться. И в системе образования, оказывается, так же всё работает! Наши эксперименты на факультете экономики и управления с, казалось бы, перспективными направлениями "Маркетинг" и "Экологический менеджмент" провалились: мы не смогли набрать полные группы абитуриентов. В жизни всегда будет что-то получаться, а что-то – нет. Надо постоянно браться за новые проекты и не опускать руки.
– На чём вы концентрируетесь в своих научных интересах сейчас? Применимы ли ваши изыскания в управлении университетом?
– Я занимался теорией игр. Казалось бы, абстрактная математическая теория, далёкая от практики… Тем не менее стараюсь применять её ежедневно при принятии управленческих решений. Изыскания, которые я вёл в рамках работы над диссертацией, были направлены на исследование согласованного взаимодействия и областей компромисса. На бытовом уровне можно объяснить так: всегда при любых контактах и договорённостях, встречах есть некая несогласованность, когда мы что-то обсуждаем и о чём-то спорим. Но можно найти область компромисса, внутри которой можно прийти к согласию, договориться, и результат будет выгоден обеим сторонам. И теорию с компромиссом я несу через всю свою жизнь. На любой встрече я всегда стараюсь найти область компромисса и внутри этой области найти решение, которое будет выгодно всем сторонам переговоров.
– Расскажите кратко о своих наставниках.
– Здесь могу вспомнить очень много хорошего и доброго. Если совсем кратко, буквально в двух словах, то…
Своим наставником считаю Виктора Александровича Сойфера. Это очень инициативный человек, который постоянно, все годы, что я его знаю, вносит яркие неординарные идеи. Это человек-инноватор. Второе слово, которое ассоциируется у меня с ним, – милосердие. Когда только пришёл к нему как ректору на собеседование на должность декана, Виктор Александрович сказал: "Люди будут ошибаться, но руководитель всегда милосерден".
В Евгении Владимировиче Шахматове меня всегда поражала скорость реакций на изменения, гибкость, мобильность, готовность жертвовать личным временем ради университета и его харизма. На его примере я увидел, как нужно общаться с другими руководителями, в том числе высокопоставленными: спокойно, с уважением, без стеснения, открыто.
Фёдор Васильевич Гречников, ещё один наш академик, – человек, который постоянно находится в движении, настоящий энтузиаст и деятель. На его примере понял, что руководитель должен быть всегда готов к любым испытаниям. Такой вот пионерский девиз от академика Гречникова – "Всегда готов!".
Мой научный руководитель по диссертации Геннадий Михайлович Гришанов произвёл в своё время неизгладимое впечатление на меня своим трудолюбием и жизнелюбием. Он работал всегда и везде, буквально "как пчела". Нас, аспирантов, поражали его кругозор и эрудиция. Он мог прочитать книгу и тут же начать выдавать новые идеи, научные темы. Мы про него шутили: "Целый НИИ в одной голове!"
Отмечу руководителей по дипломным работам – Сергея Борисовича Попова с факультета информатики и Юрия Сергеевича Поварова с юридического факультета.
Сергей Борисович Попов учил нас самостоятельности. У нас с ним бывали примерно такие диалоги.
"Вы что-то читали про фракталы?" – "Я читал, но не помню". – "Вот у вас будет диплом по фракталам!"
"А вы умеете программировать на языке С++?" – "Нет, не умею". – "Научитесь!"
"А вы умеете работать под другой операционной системой?" – "Нет! Никогда не слышал!" – "Ничего страшного: установите на свой компьютер OS\2".
И какой же вывод я сделал? Студент нашего университета может писать "диплом" по фракталам, о которых не помнит, на языке программирования, которого ранее не знал, и в операционной системе, которой не видел.
– В 2010 году вы впервые выдвинули свою кандидатуру на пост ректора. В вашей работе тогда в первый раз прозвучали определения "цифровой университет", "система дистанционного обучения", "модульная система подготовки", "электронный документооборот", "гибкие многоуровневые образовательные траектории", вы призывали вовлекать студентов в инновационную деятельность. Сейчас мы видим, как в течение последних пяти лет эти и многие другие тезисы последовательно внедряются в жизнь. Конечно, во многом развитие цифровизации подхлестнул ковид, но всё-таки, оглядываясь назад, вы можете сказать: вы так себе это представляли?
– Помню, что я, как "бременский музыкант", ходил по факультетам и кафедрам с презентацией и рассказывал о своей предвыборной программе.
Если посмотреть, то в той программе много про цифровизацию – это та установка, с которой я поступал как абитуриент, – будущее за "цифрой". Когда я писал ту программу, то думал, что цифровизация облегчит труд людей. Я не отказываюсь от этих слов, так и считаю, что нам будет легче, если рутинные функции возьмёт на себя компьютер. Творчество – за человеком, рутина – за цифровыми инструментами. Электронный документооборот – мы его развиваем в несколько подходов, и там тоже есть куда стремиться. Гибкие образовательные траектории – со следующего года мы завершаем эксперимент и будем внедрять во все направления подготовки. Электронная информационная система университета многое нам даёт – электронные трудовые книжки, электронные зачётки, оформление отпуска.
– У меня есть предположение, что в 2010 году большинство из тех тезисов не могли быть реализованы из-за уровня развития технологий.
– Да, сейчас появилось нужное программное обеспечение, скоростные интернет-каналы, мощные серверы. Для реализации любой стратегии нужны десятилетия. Стратегии развития образования, науки и университетов – это всегда "игра вдолгую", невозможно каждый год менять курс. И надо отметить, что в Самарском университете им. Королёва все ректоры "подхватывают" проекты своих предшественников и стараются сохранить общие многолетние тренды. В этом плане мы можем похвастаться хорошей преемственностью. Мне кажется, что здесь не последнюю роль играет тот факт, что и Виктор Александрович Сойфер, президент университета, и Евгений Владимирович Шахматов, научный руководитель университета, продолжают активно участвовать в обсуждении стратегий развития. Они в гуще событий.
– Как корректируете свои задачи как ректор?
– Повторюсь, образовательная среда – это не то место, где стабильность и спокойствие, хотя общая стратегия развития остаётся стабильной на протяжении пятилеток и десятилетий. Меняется внешняя обстановка, ещё быстрее – законодательство, постоянно возникают новые "нюансы" на тактическом уровне управления. Так что корректировка текущих задач – явление обычное, даже скажу, обыденное. И такие входные условия требуют быть максимально гибким и уметь подстраиваться под новые требования. Кроме того, от нас всегда требуют "быстрых побед": пришёл на проект, получил быстрый результат и берись за следующий проект. Вместе с этим, повторюсь, должна существовать и долгосрочная стратегия, на которую будут нанизываться эти "быстрые победы". Если не будет в университете крепкого консервативного ядра, то невозможно будет добиться ярких успехов.
Вообще, "быстрые победы" – это вершки, которые мы снимаем, а на самом деле корни очень глубоко.
– Каким вы видите будущее Самарского университета?
– Сейчас периодически можно услышать, что университет будет управляться искусственным интеллектом, а все будут сидеть дома и заходить в виртуальную реальность. Считаю, что в ближайшие десять лет этого не будет. ИИ ещё не достиг того уровня развития, чтобы управлять такими сложными структурами, как университет, а виртуальная реальность не достигла нужного уровня комфорта. Мета-вселенные, виртуальная реальность в ближайшее время останутся лишь фрагментами нашей жизни. Роботы тоже не заменят человека. Образование всегда будет востребовано. И оно не уйдёт в онлайн. Обучение будет очным. Как показала пандемия, студенты, да и преподаватели, ценят личные встречи. Так что всегда будет общение, тусовка, культмасс, спорт, "движ" и т. д.
– Как проходит ваше утро? Есть ли время выпить чашку кофе/чая/сока в тишине, готовясь к рабочему дню? Если да, то о чём вы думаете?
– Утро проходит стремительно! А хорошо думается, когда вокруг относительная тишина и нет рабочего стола. Часто это бывает в транспорте – в поезде, самолёте, либо в машине – когда нет очных встреч и переговоров.
А ещё хорошо думается во время прогулки на велосипеде или во время заплывов в бассейне. В эти моменты включается в некотором виде режим медитации, когда бодрствуешь, но мозг может думать не о том, как двигаешься, а о чём-то глобальном. В такие моменты как раз и приходят многие интересные и оптимальные управленческие решения. Так что стратсессии и мозговые штурмы насыщают идеями, но решения выкристаллизовываются позже, во время медитации, в том числе на природе, в моменты "отключения" от суеты.
– Какой он – один день из жизни ректора?
– Он разный. Но, как правило, это встречи в режиме нон-стоп. Студенты всегда боятся экзаменов или зачётов. Но жизнь – это как раз сплошные экзамены. Если еду на встречу на предприятие, в другой университет или министерство, то готовлю презентацию, доклад, за несколько дней до встречи собираю материалы, продумываю тезисы, репетирую и готов на встрече отвечать на вопросы, подчас неудобные. И это один в один ситуация экзамена. Так что не надо бояться экзаменов: это необходимый в будущем навык.
А вот с документами я работаю, когда заканчиваются все встречи, – это либо по утрам, до начала рабочего дня, либо вечером, когда все ушли из университета. Поскольку я сова, мне легче работать вечером.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы стать ректором?
– Надо уметь быстро переключаться между темами. Если пользоваться терминологией предыдущего вопроса, то в день надо сдавать по несколько экзаменов.
Второе – надо быть вовлечённым, гореть своими проектами, и тогда будет интересно изучать материалы, встречаться с людьми.
Быть эрудированным и понимать, как устроен мир, ежедневно разворачивать перед собой карту знаний, а также читать русских классиков.
Не бояться менять жизненную траекторию и обучаться по разным направлениям. Междисциплинарность позволяет понимать, как всё работает в целом, и видеть взаимосвязи.
Важно быть ответственным. Мы несём ответственность за работников и студентов, за будущее технологий, за будущие кадры.
Готовность идти на компромисс. Стремление к тому, чтобы получить объективно лучшее, оптимальное управленческое решение при ограниченных ресурсах.
– Расскажите, какие качества вы цените больше всего в студентах, в коллегах.
– Думаю, это одни и те же качества. Ценю трудолюбие. Если вам кажется, что ваш труд не виден и его не ценят, вам это только кажется! Возможно, в краткосрочном периоде у этого человека и не будет прироста, "выигрыша", но в долгосрочном периоде тот, кто больше работает, всегда добьётся большего. Я это ценю.
Важной является честность. Если ты честен со всеми, то у тебя нет внутренних душевных проблем, тебе не надо злиться, завидовать. Уходят негативные эмоции.
Ценю открытость. Часто бывает, что студенты или работники боятся и замалчивают проблему, и она не решается, а лишь усугубляется.
Инициативность и смелость. Очень нравится, когда люди предлагают новые идеи, подходы и готовы сами взяться за реализацию, даже если не за весь проект, а за какую-то его часть.
И все эти качества взаимосвязаны. Они характеризуют и идеального сотрудника, и студента.
– Поделитесь своими секретами тайм-менеджмента?
– Нет ничего сверхоригинального. Это делегирование. Один ничего не успеешь. И тут меня выручают помощники, заместители, руководители проектов. Я не боюсь делегировать. Все мы ошибаемся. Но нужно понять свою ошибку и быстро перестроиться.
Важно уметь расставлять приоритеты, а для этого надо уметь анализировать, много читать и понимать взаимосвязи.
Мышление блок-схемами и всесторонний системный анализ ситуации.
Использование цифровых инструментов. Это тяжело. Буквально лет десять назад можно было уехать из города, читать, "пить кофе", гулять и спокойно размышлять. Сейчас уехать и "остаться вне зоны доступа" не получится. Везде есть интернет. Всегда идёт обмен информацией. С одной стороны, это ускоряет решение вопросов, с другой – ты теряешь время "на подумать". По сути "уходят" выходные и праздники. То есть с цифровизацией стало легче, но и задач стало больше. Всё равно загружен больше.
– Занимаетесь ли вы спортом? Если да, то каким?
– Спортом? Скорее, я стараюсь вести физически активный образ жизни: плаваю, хожу пешком километры без остановки, катаюсь на велосипеде. В этом году первый заезд на велосипеде состоялся аж в апреле. Плаваю в бассейне с сентября по май. Стараюсь регулярно, после рабочего дня.
– Если бы вы поступали сейчас, какое направление обучения выбрали бы?
– Ничего бы не менял. Меня устраивает то образование, которое я получил для того пути, который прошёл. Если абстрагироваться от факультета информатики и текущей карьерной траектории, то, будь абитуриентом сейчас, выбрать было бы очень сложно. Если раньше я хотел быть космонавтом и конструктором ракет, то сейчас "глаза разбегаются": столько направлений, и они все такие "суперские"! Хотел бы поступить везде и всё попробовать, в мире столько всего непознанного. Я вижу себя и в биоинженерии, и в фармакологии, и в машинном обучении, и в физике высоких энергий. Настолько мир разнообразен и интересен!
Вопросы задавала Елена Памурзина