федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

"Самарское обозрение": Готовим специалистов для индустрии 4.0

"Самарское обозрение": Готовим специалистов для индустрии 4.0

Самарский университет

Иван Ткаченко, директор Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королева, о достижениях ПИАШ

СМИ о Самарском университете Ткаченко Иван Передовые инженерные школы (ПИАШ) Интервью абитуриентам сотруднику Партнеры
03.10.2024 1970-01-01

На базе Самарского университета им. Королева уже два года функционирует Передовая инженерная аэрокосмическая школа. Промежуточным итогом ее работы стал первый выпуск учащихся данного проекта. Как меняется подход к подготовке высококвалифицированных инженеров, какие образовательные программы разрабатываются, что такое высокотехнологичное производство и почему снова престижно работать на заводе, об этом рассказал Иван Ткаченко, директор ПИАШ Самарского университета им. Королева.

Ткаченко И.

Самарский университет два года назад попал в первую тридцатку создаваемых по стране передовых инженерных школ. Позже появилось еще 20 таких школ, их количество будет расти. Не опасаетесь ли вы конкуренции?

В Самарской области есть три передовые инженерные школы: в Самарском университете им. Королева, Самарском государственном медицинском университете и Тольяттинском государственном университете. Мы планируем участвовать в новой волне конкурса – создавать еще одну передовую инженерную школу на базе нашего вуза. Сейчас формируем заявку. Конкуренции не боимся, потому что тематика, которую мы выбрали для своей ПИШ, абсолютно уникальна. Она связана с производственными технологиями, по сути, с темой перевода промышленности на рельсы индустрии 4.0. И мы готовим для нее специалистов. Когда еще только формировали заявку в 2022 году, у нас было достаточно много возможностей сделать школу с учетом наших традиционных сильных компетенций – в сфере двигателестроения, космических технологий и машиностроения. Но мы решили найти платформу, которая объединила бы наши наработки и налаженные связи с индустриальными партнерами воедино. Наша цель – осуществить переход от единичного производства такой сложной высокотехнологичной техники, как космические аппараты, двигатели летательных аппаратов, к массовому производству. Этот вопрос сейчас как никогда актуален для страны, и в этой связи решения, которые мы сегодня разрабатываем или только предполагаем разрабатывать, точно найдут своего потребителя.

Вместе с вашими разработками будут востребованы и ваши первые выпускники, правильно?

Пока сложно дать доказательный ответ: первый выпуск у нас произошел только этим летом. Полной обратной связи от выпускников по трудоустройству мы еще не получили, но рассчитываем на то, что они будут востребованы. Для нас главное сейчас – побороть стереотипы молодежи по отношению к заводам и тем, кто там работает. За современным цифровым заводом будущее. Это совершенно иного уровня производство: с другими подходами, технологиями, другим качеством персонала и требованиями к его компетенциям. Пока нам еще приходится объяснять школьникам, что такое производственные технологии, но все больше ребят стремятся к нам попасть. На первом потоке было 75 человек, из которых выпустилось 58 – это бакалавры и магистры. Совершенно нормально, что не все дошли до финала. У нас высокие требования. И для того чтобы им соответствовать, нужна высочайшая мотивация и желание расти в своих знаниях. При этом часть выпускников не идут на производство, а продолжают образование дальше. Пока могу сказать, что из тех выпускников, которые трудоустроились, все выбрали высокотехнологичные компании. Нам, конечно, хочется, чтобы абсолютное большинство наших ребят работали на предприятиях аэрокосмического кластера, и желательно в родном регионе. Но надо признать, что есть определенный отток из Самарской области, есть примеры трудоустройства в нефтянку, сферу IT и так далее. Но главное, что это высокотехнологичные компании, а не, скажем, торговля.

Вы популяризируете мысль, что завод это круто. Можете описать образ новых работников современных высокотехнологичных производств, который должен стать привлекательным для молодежи?

Для начала надо иметь образ самого высокотехнологичного производства. Если это индустрия 4.0, то мы говорим об очень высокой степени автоматизации и роботизации всех технологических производственных процессов. На таких заводах мало людей, объект производства критически сложный, там применяются передовые технические системы, все операции очень тонкие, требующие высокого качества и точности, стабильности всех процессов. Соответственно, людям, которые там работают, предстоит заниматься подбором технологии, оснастки, инструмента и обслуживания линий. Такое производство нуждается не в большом количестве рабочей силы, а в высококвалифицированных инженерах, которые будут постоянно адаптировать и модернизировать конструкцию изделий, поддерживать и развивать информационную, а также производственную среду.

Управлять современными системами помогают не только глубокие знания.

Мы уделяем много внимания софт-скиллам, когда ребята учатся не просто хорошо выполнять свою работу, а трудиться в команде над проектом. Эти компетенции коммуникативного характера стараемся заложить вне зависимости от того, по какой программе обучаются студенты. А также развиваем умение работать вместе, любознательность, желание постоянно развиваться и получать новые знания. Вообще, желание – это основа всего. Работать с пассивным контингентом очень сложно и практически безрезультативно.

Поэтому за время обучения наши студенты пробуют себя в разных ролях: проектировщика, конструктора, разработчика, технолога, маркетолога – и выбирают то, что подходит конкретно им, соответствует характеру и базовым навыкам. С учетом того, что в ПИАШ изначально набираются инициативные и любознательные ребята, на выходе мы получаем отличных специалистов, конкурентных на рынке. Порой, правда, нам приходится объяснять потенциальным работодателям, что для сохранения передовых позиций предприятия важно применять современные подходы, в которых наши выпускники хорошо разбираются.

Вам уже удалось реализовать проекты, которые убедили ваших партнеров, что вы можете им предложить что-то по-настоящему передовое?

Да, у нас сейчас появляются такие результаты. Если первые два года мы потратили на формирование собственных компетенций, то сегодня мы их уже демонстрируем, причем на высоком уровне. Здесь надо отдать должное нашим партнерам и региональным властям – они нас слушают и приглашают в Самару крупных лидеров, таких как, например, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и директор Госкорпорации "Роскосмос" Юрий Борисов. У нас был уникальный шанс продемонстрировать им результаты наших исследований.

Как вы могли бы описать желаемое будущее ПИАШ? Как проект может масштабироваться? Или здесь дело не в количестве выпускников, а в качестве их подготовки?

Проект ПИАШ имеет федеральную грантовую поддержку. Уверен, что все вложения в проект себя оправдают, и в этом смысле университет получит возможность приобрести новых партнеров, новые проекты. С одной стороны, они окупят затраты, которые были вложены в нас, а с другой стороны – станут источником новых задач для разработки. А новые задачи – это интересные научные проекты и необходимость под них готовить кадры. Таким образом, я думаю, что тот механизм, который запущен, точно будет дальше функционировать и развиваться.

Что касается планов на будущее, мы не нацелены на существенное масштабирование; хотя сейчас у нас уже не 75, а 300 обучающихся, в дальнейшем рост будет только качественный.

При этом важно, что подходы, которые мы сегодня отрабатываем в школе, становятся достижением всего университета.

Мне кажется, главный результат ПИАШ в том, что мы запустили процесс трансформации традиционной инженерной программы подготовки. Я уверен, что сейчас самое время для того, чтобы взглянуть на нее по-новому, адаптироваться к вызовам, которые стоят перед нашей страной, а с другой стороны – откликнуться на запросы молодых людей, на их видение будущей жизни, карьерные и образовательные амбиции.

Сегодня уже нельзя рассчитывать на то, что университет даст образование, которое позволит работать на его основе всю оставшуюся жизнь.

Мы прекрасно понимаем, что те знания, которые мы даем, помогут найти работу и получать достойную зарплату, но совершенно точно придется учиться дальше, потому что таковы требования времени. Сегодня, чтобы быть конкурентным в современной среде, надо постоянно свои знания оттачивать и дополнять. При этом ПИАШ и университет не конкурируют и не заменяют друг друга. Университет дает нам ту базу преподавательских кадров и научных исследований, опираясь на которую мы и можем развивать наш передовой подход к подготовке кадров.

Источник: газета "Самарское обозрение" №34 (1937), 30 сентября 2024