В в Самарском университете им. Королева подвели итоги студенческой предметной олимпиады "Компьютерное моделирование в авиастроении". Организатором олимпиады выступила кафедра конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА).
В олимпиаде приняли участие 53 студента из института авиационной и ракетно-космической техники и института двигателей и энергетических установок, из них более половины учатся на 2 курсе. Состав участников по направлениям подготовки/специальностям следующий: "Самолето- и вертолетостроение" (21), "Авиастроение" (26), "Проектирование авиационных и ракетных двигателей" (3), "Машиностроение" (1), "Проектирование производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов" (1), "Ракетные комплексы и космонавтика" (1).
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратился заведующий кафедрой КиПЛА Андрей Болдырев, подчеркнув важность хорошей подготовки студентов в области компьютерного моделирования при современной тенденции к переходу на "безбумажные", цифровые технологии проектирования. Далее выступил доцент Виктор Климов, ранее занимавший должность директора Самарского филиала конструкторского бюро ПАО "Туполев". Участникам олимпиады была показана короткометражная видеозапись о работе конструкторского бюро ПАО "Туполев". После слово взял управляющий директор АСКОН-Самара Антон Ананьев, пригласив студентов к сотрудничеству в области применения и развития отечественного ПО "Компас-3D". В завершение доцент Евгений Кишов показал и прокомментировал конкурсное задание олимпиады, после чего участники отправились в компьютерный класс и приступили к выполнению задания.
Участникам олимпиады в качестве задания предлагалось за 4 часа разработать твердотельную геометрическую модель узла авиационной конструкции, состоящей из нескольких деталей. Исходными данными были сборочный чертеж, спецификация и деталировочные чертежи. Работа выполнялась с применением современных параметрических систем автоматизированного проектирования (Компас-3D или Siemens NX). Конечным результатом являлась геометрическая модель сборочной единицы.
Конкурсное задание олимпиады демонстрирует навыки участников в трехмерном геометрическом моделировании (в частности, знание принципов и методов построения твердотельных моделей деталей и сборок), показывает способность чтения чертежей.
"При проверке выполненных работ использовалась балльная система оценивания. Работы участников олимпиады были зашифрованы, поэтому члены жюри оценивали работы, основываясь только на критериях оценки, без привязки к личности участника. Стоит отметить, что жюри было довольно трудно ранжировать первую десятку работ из представленного в протоколе списка. Полностью правильной и полной работы не было ни у кого. Среди типовых ошибок можно отметить отсутствие некоторых конструктивных элементов (скруглений, фасок, отверстий), не точно переданные формы и размеры элементов (толщины стенок, диаметры отверстий, радиусы), неопределенность эскизов, недостаточные сопряжения (ограничения) сборки и т.д. По результатам экспертной оценки оргкомитет решил присудить двум участникам первое место по причине равенства набранных ими баллов, отметив высокое качество выполненных работ.
В качестве ответственного организатора олимпиады мне довелось выступить впервые. Пришлось разбираться во всех аспектах данного мероприятия. Здесь помог опыт участия во всероссийских олимпиадах в качестве сопровождающего и наставника команд. Мы, как организаторы, получили ценный опыт, который будем учитывать в ходе подготовки к олимпиаде в следующем году. Организация подобного мероприятия требует командной работы с распределением обязанностей. Хочу выразить слова благодарности коллегам, которые участвовали в подготовке, организации и проведении олимпиады. Также выражаю благодарность за помощь старостам групп 1412 и 1414 Сухайлии Ширинбегзоде и Андрею Чеснакову соответственно", – рассказал ответственный за организацию и проведение олимпиады, старший преподаватель кафедры КиПЛА Константин Шилимов.
"Это была первая олимпиада по тематике 3D-моделирования авиационных конструкций, проводимая на нашей кафедре. Отрадно видеть интерес, которое вызвало мероприятие: участвовало более 50 студентов с различных курсов и направлений подготовки, представляющих два института – ИАРКТ и ИДЭУ. Ребята достойно справились с заданием по построению 3D-модели сборочной единицы по чертежам в условиях, максимально приближенных к "боевым". Подавляющее большинство выбрало в качестве CAD-системы отечественное ПО Компас-3D. Полагаем, что проведение такой олимпиады на кафедре КиПЛА может стать хорошей традицией. В дальнейшем можно совершенствовать задание, методику оценивания. Таков наш скромный вклад в совместные усилия по повышению качества инженерного образования в университете", – отметил член жюри, доцент кафедры КиПЛА Евгений Алексеевич Кишов.
По результатам проверки работ оргкомитет определил победителей и призеров олимпиады:
- 1 место – Чванов Александр Андреевич (ИАРКТ, группа 1501), Ган Евгений Олегович (ИДЭУ, группа 2318);
- 2 место – Туманов Александр Сергеевич (ИАРКТ, группа 1414);
- 3 место – Дробышев Павел Алексеевич (ИАРКТ, группа 1414).
3D модель сборки призера олимпиады, разработанная в Компас-3D
Студенты-призеры поделились своими впечатлениями от участия в олимпиаде.
"Как мне раньше казалось, задания формата: есть чертеж и надо построить 3D модель в КОМПАС-3D не может быть сложным. Однако данная олимпиада показала, что любые задания могут удивлять. Так и здесь за 3 часа необходимо было сделать довольно большой объем работы. При этом важно было понимать логику работы КОМПАС-3D и сразу продумывать построение всей детали.
Хочется добавить, что данное техническое задание помогает проверить свои навыки, ведь подобные задачи встречаются на реальном производстве (сталкиваюсь с такими задачами с 1 курса на "ОДК-Кузнецов")", – рассказал победитель олимпиады Евгений Ган.
"Слышал много мнений, что людям не нравились чертежи, они что-то не понимали или не могли найти размеры. Но это заводские чертежи, а не учебные упрощенные, и мне кажется правильным, что взяли именно такие. Это может показать еще и навык чтения реальной документации. В целом, мне олимпиада понравилась, для первой такой организации все прошло неплохо. Я бы хотел поучаствовать еще. И снова с реальными заводскими чертежами", – поделился призер олимпиады Александр Туманов.
Студентам-призерам вручили почетные дипломы, блокноты, ручки и сборники статей научного журнала "Онтология проектирования". Также ребята получили ценные призы (термосы и коврики для ноутбука) от компании "АСКОН-Самара". Преподаватели кафедры КиПЛА решили отдельно поощрить студентов 2 курса, показавших хорошие результаты. Так, участники олимпиады получили красочные журналы от ПАО "Туполев", посвященные стратегической авиации (бомбардировщикам-ракетоносцам Ту-160, Ту-95, Ту-22), русско-английский толковый словарь по авиации и сувенирные модели самолетов от студенческого научного конструкторского бюро (СНКБ).
Благодарим студентов за участие и поздравляем с победой в олимпиаде! Желаем дальнейших успехов!
Текст: старший преподаватель кафедры КиПЛА Шилимов К.Г.
Фотографии предоставлены организаторами мероприятия и фотоклубом "Иллюминатор"