26 января 2025 года доценту кафедры летательных аппаратов к.т.н. Леонарду Петровичу Юмашеву исполнилось бы 100 лет.
Юмашев Леонард Петрович (1925–2003) - кандидат технических наук, доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов (1959–1980) и доцент кафедры летательных аппаратов (1980–2000), научный руководитель лаборатории вычислительных систем КуАИ (1960–1966), старший научный сотрудник научно-исследовательской группы и отраслевой научно-исследовательской лаборатории № 17 высокоскоростного соударения (с 1970 по 1999 г).
"Делай, что должно, и будь, что будет" – говорил Л.П. Юмашев.
Юмашев Леонард Петрович родился 26 февраля 1925 года в городе Кирсанов Тамбовской области в семье служащих: отец был партийным работником. В 1929 году семья переезжает в Воронеж, где Леонард заканчивал среднюю школу, там же в конце 30-х годов репрессировали родителей. В один из дней отец уехал на работу, и больше его не видели. Мать выпустили только к пятидесятым.
Началась война. В 1942 году Л.П. Юмашева эвакуируют в Куйбышев к тётке. В течение двух лет Леонард работал шлифовщиком на авиационном заводе. "В 43-м гидроцилиндры выпуска тормозного щитка для штурмовика Ил-2 делал только я, – рассказывал как-то Леонард Петрович по поводу штурмовика, установленного как памятник на пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе. – Если там машина 43-го года, значит, цилиндр – мой".
Время было трудное. Cтрашно хотелось есть – он научился копировать тушью чертежи. За неделю удавалось заработать денег, чтобы пойти в выходной на рынок и купить стакан молока. В заводскую столовую можно было ходить вокруг по улице или напрямую по цехам. По цехам было теплее. Он ходил и смотрел по сторонам. Ему было всё интересно. И когда он 1944 году поступил в Куйбышевский авиационный институт, то хорошо представлял уже всё производство. Закончил КуАИ с отличием и опять пошёл на авиационный завод (будущий завод "Прогресс"). "Когда после института я пришёл на завод, было ощущение, что могу работать кем угодно", – рассказывал Юмашев. Это поколение студентов готовили очень серьёзно, в КуАИ тогда был собран очень сильный преподавательский состав и мотивированные студенты, которые были эвакуированы в Куйбышев из различных оккупированных территорий страны.
Работая инженером-конструктором, старшим инженером, начальником группы серийного конструкторского отдела (СКО), Юмашев занимается сначала самолётами – налаживалось производство первых реактивных истребителей: МиГ-15, МиГ-15 УТИ, бомбардировщиков Ту-16. В 1958 году авиационный завод №1 был перепрофилирован на серийное производство боевых ракет Р-7 и Р-9 и ракет-носителей на базе "семёрки".
"Среди нас было очень много тех, кто работал в различных конструкторских бюро. В общем, много старичков, которые прошли опытное производство. На заводе была особенность – ведущие инженеры (и даже не ведущие) должны знать всё. А значит, мы учились. В СКО раз в неделю мы приходили на час раньше, на час позже уходили – два часа тратили на обучение. Раз в неделю – обязательно. Особенно когда изделие менялось. И поэтому, когда нам дали "семёрку" (ракету Р-7), нас, ведущих, собственно всех начальников групп, отправили в командировку в г. Подлипки (сейчас г. Королёв) московской области на предприятие С.П. Королёва. И нас обучали специалисты всех бригад, – вспоминал потом Леонард Петрович. – Мы знали, что "семёрка" была боевым носителем. А раз боевая – то подробностей не спрашивали. Я вносил изменения в конструкцию головной части. И она меня очень сильно затронула: когда я стал разбираться и понял, что она несёт атомную бомбу, стало очень неприятно. Потом просто не то что привыкли, а как-то смирились – так надо, и всё".
Заседание кафедры летательных аппаратов. Л.П. Юмашев сидит рядом с заведующим кафедрой Д.И. Козловым (фото из газеты "Полёт" от 08.10.2014 г.)
В 1958 году в КуАИ началась подготовка инженеров механиков по производству ракетной техники, а в 1959 году Л.П. Юмашева как специалиста высокого уровня приглашают на преподавательскую работу в КуАИ для организации специальности "ракетостроение" на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА). Постоянно расширяя свои знания и обладая необычайным умением работы со студентами и сотрудниками, Юмашев становится с 1960 года доцентом кафедры КиПЛА, заместителем заведующего кафедрой.
В 1960 году в КуАИ создаётся вычислительный центр на базе передовой на то время ЭЦВМ "Урал-2". Шестого факультета тогда ещё не было, и научным руководителем лаборатории вычислительных систем назначается Леонард Петрович (1960–1966) как один из опытных специалистов, участвующих в работах по автоматизации проектных работ. С 1963 года Л.П. Юмашев также назначается редактором институтской газеты "Полёт" на общественных началах.
Он успевал не только преподавать, но и заниматься наукой. Работая по совместительству в научно-исследовательской группе высокоскоростного соударения при кафедре КиПЛА, Леонард Петрович внёс большой вклад в развитие данного научного направления, участвовал в создании экспериментальной базы на площадке чапаевского опытного завода, разработал методическую основу исследования влияния метеорных и техногенных частиц на элементы конструкции космических аппаратов (КА). В 1974 году Л.П. Юмашевым была защищена кандидатская диссертация по данной тематике, а затем ему было присвоено учёное звание доцента.
В 1980 году из кафедры КиПЛА выделяется кафедра летательных аппаратов (ЛА), выпускающая специалистов по специальностям "ракетостроение", "космические аппараты и разгонные блоки". Заведующим кафедрой становится по совместительству Дмитрий Ильич Козлов, легендарный создатель ракетно-космической техники, а Л.П. Юмашев становиться сотрудником вновь созданной кафедры.
Много сил и творческой изобретательности Леонард Петрович уделял внедрению ЭВМ в учебный процесс, принимал активное участие в создании на кафедре летательных аппаратов одного из лучших в КуАИ дисплейного класса, сам создавал или совершенствовал программное обеспечение, необходимое в учебном процессе и научных исследованиях, занимался разработкой и постановкой курса "Системы автоматизированного проектирования» по специальностям "ракетостроение" и "конструкция космических аппаратов". Много внимания Леонард Петрович уделял методикам доходчивого объяснения студентам сути изучаемых вопросов, одних только плакатов по устройству и функционированию изделий ракетно-космической техники им собственноручно было изготовлено более ста, некоторые из них используются в учебном процессе и в настоящее время.
При кафедре летательных аппаратов создаётся отраслевая научно-исследовательская лаборатория высокоскоростного соударения № 17 (ОНИЛ-17). Леонард Петрович, ведущий преподаватель кафедры и по совместительству старший научный сотрудник ОНИЛ-17, был ответственным исполнителем более двух десятков научно-технических отчётов, автором около 40 научных трудов и трёх изобретений. Надо отметить, что исполнителем он был отнюдь не формально: Юмашев не просто умел найти требуемые слова, но и, как правило, сам набирал тексты, выполнял вёрстку, виртуозно чертил рейсфедером схемы и рисунки и даже ловко переплетал получившийся документ.
Л.П. Юмашев внёс значительный вклад в разработку представлений о метеорном и техногенном окружении Земли и средств защиты космических аппаратов от высоко скоростного воздействия, опубликовал около 100 научных и учебно-методических работ. Важнейшими из выполненных Леонардом Петровичем научных работ являются разработка и внедрение отраслевого стандарта и методических указаний "Оценка воздействия метеорного вещества на космические аппараты". Он опубликовал более десятка учебных пособий, в том числе и по метеорно-техногенной опасности полёта космических аппаратов.
В середине 80-х он попал в больницу и там, как он шутил, "от нечего делать" своей традиционной чёрной перьевой ручкой нарисовал толстую пачку листов с изумительными по чёткости и подробностями узлами ракет носителей. В результате получились два уникальных учебных пособия по устройству ракет-носителей, которые востребованы на кафедре и теперь.
В 1992-1998-х годах Л.П. Юмашев участвует в международных проектах института и кафедры, его приглашают в Харбинский политехнический институт (КНР) читать лекции студентам по конструкции и проектированию изделий ракетно-космической техники.
Уйдя на пенсию, Леонард Петрович не прервал связь с кафедрой, с ним советовались по научным и учебным вопросам, работал над последним учебным пособием "Оценка метеорно-техногенной опасности полёта космических аппаратов", в котором суммировались наработки по защите от метеорной опасности. Книжку сумел закончить и, как всегда, сверстать, распечатать и переплести. Она вышла уже после его смерти.
Л.П. Юмашев пользовался большим уважением сотрудников кафедры и института, оказывал методическую помощь молодым преподавателям кафедры, а выйдя на заслуженный отдых, иногда читал лекции вместо заболевших преподавателей. Леонарда Петровича отличали дружелюбное отношение к коллегам и студентам, высокий уровень педагогического мастерства. Его лекции по конструкции и проектированию летательных аппаратов отличались доступностью изложения даже самых сложных тем. Многочисленные ученики Л.П. Юмашева восприняли не только его знания, научную и инженерную эрудицию, творческое отношение к любому делу, но и высокую гражданственность, заинтересованность и ответственность
Коллектив кафедры космического машиностроения хранит доброе имя человека-созидателя, педагога, учёного Юмашева Леонарда Петровича в истории вуза и в памяти коллег и учеников.