федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Искусство, креативные технологии и промышленность: где точки соприкосновения?

Искусство, креативные технологии и промышленность: где точки соприкосновения?

Самарский университет

В рамках фестиваля "АртПром" в Самарском университете им. Королёва обсудили, как столь разные сферы деятельности могут взаимно обогащать друг друга

Гусев Алексей искусственный интеллект почетный выпускник Самарского университета студенту сотруднику
22.05.2025 1970-01-01

В первый день Международного фестиваля креативных технологий "АртПром" в Самарском национальном исследовательском университете им. академика С.П. Королёва прошла дискуссия в формате паблик-тока. Ее организатором выступил минпромторг Самарской области, а темой для обсуждения стало взаимное влияние и взаимопроникновение искусства, дизайна и промышленности.

Своими взглядами на взаимодействие промышленности и креативных индустрий со студентами поделились Алексей Гусев, генеральный директор АО "Авиакор – авиационный завод", Елена Юдина, PR-менеджер самарского предприятия по производству сельхозтехники "Пегас-Агро", и Григорий Андрущак, проректор по стратегии и новым проектам Московского физико-технического института (национального исследовательского университета).

Почетный выпускник Самарского университета Алексей Гусев рассказал о том, как в авиастроении инженеры пришли от минимализма и функциональности к широкому использованию технологий промышленного дизайна.

Казалось бы, формы летательных аппаратов конструкторам диктует аэродинамика. Однако сегодня, когда характеристики самолетов-одноклассников различаются ненамного, их успешность на рынке все больше зависит от комфорта и оформления салонов. А перевозчики, продвигая собственные бренды, "одевают" свой авиапарк в оригинальные, мгновенно узнаваемые "ливреи". Авиакомпанию "Россия" не спутаешь с "Аэрофлотом" или с австралийской Quantas.

Иными словами, сегодня в мировом авиастроении без промышленного дизайнера – никуда. И потому в презентации Алексея Гусева – футуристические решения интерьеров лайнеров будущего, а также необычные формы бизнес-джета Phantom 3500, у которого совершенно отсутствуют иллюминаторы. Только представьте: самолет для состоятельных людей с салоном без окон! Вот как проявляет себя в промышленности креативный дизайн.

"Если прототип подтвердит заявленные параметры, то эта модель может стать первым представителем нового поколения бизнес-джетов – экономичных, экологичных и визуально нестандартных. Это не просто самолет – это вызов устоявшимся стандартам", – отметил Алексей Гусев.

На примере руководимого им предприятия Алексей Гусев рассказал о том, как события, связанные с Куйбышевским авиазаводом (сейчас это "Авиакор – авиационный завод"), наши отражение в искусстве, а самолеты, выпущенные предприятием, стали полноправными героями игрового кино.

В частности, в салоне самого большого на тот момент авиалайнера в мире Ту-114 в 1966 году сняли романтический фильм "На полпути к Луне". О производстве на волжских берегах самого массового в истории мировой авиации штурмовика Ил-2 рассказывает драматическая лента "Особо важное задание".

Алексей Гусев рассказал об участии "Авиакора" в реставрации Ил-2, найденного в Карелии в наши дни. Это летающий экземпляр, который принимал участие в съемках уже современного фильма "Летчик". Ну и, конечно, он не мог не назвать двухсерийный кинороман-катастрофу "Экипаж", одним из главных героев которого стал лайнер Ту-154Б. По словам Гусева, этот фильм 1979 года привел в авиацию многих ребят, в том числе и самого Алексея Викторовича.

Боевые подвиги авиаторов и трудовой подвиг куйбышевских авиастроителей стали источником вдохновения для скульпторов, создавших самарский Монумент Славы и памятник летчице Ольге Санфировой. Обе скульптуры изготовлены на Куйбышевском авиазаводе.

"Мы живем в эпоху, когда креативные подходы становятся неотъемлемой частью бизнеса, и я верю, что именно они могут вдохнуть новую жизнь в традиционные отрасли. Мы можем интегрировать элементы искусства, дизайна и инновационных технологий в стратегии маркетинга и развития промышленных компаний. Это не только поможет привлечь внимание к нашим продуктам, но и создаст уникальную идентичность каждого предприятия", – отметил Алексей Гусев.

И дал прогноз: в ближайшие годы технологии искусственного интеллекта потеснят людей во многих профессиях, однако профессии инженера это не коснется, поскольку инженеру приходится постоянно решать нестандартные задачи, которые не под силу ИИ. И разве может быть скучно и неинтересно заниматься задачами такого уровня?

Елена Юдина поддержала и развила идею главы "Авиакора" о том, что современный завод – это и интересно, и совершенно не скучно. Именно креативный подход позволил предприятию "Пегас-Агро", созданному выпускниками Самарского университета им. Королёва (в тот момент – СГАУ), найти свою уникальную нишу на рынке сельхозтехники. И стать разработчиком и производителем универсальных самоходных опрыскивателей "Туман".

Завоевать рынок предприятию помогает синергия инновационных технических решений и креативного дизайна – к разработке облика кабин привлекли студию Артемия Лебедева. А для продвижения своей продукции среди аграриев использовали даже такой нестандартный формат, как… комиксы! И это работает!

Алексей Гусев уже как президент Союза работодателей Самарской области дополнил Елену Юдину рассказом о художественной самодеятельности на предприятии "Пегас-Агро", удивившей его своим высоким уровнем. Вот вам самое настоящее искусство – и прямо на производстве.

Что касается Григория Андрущака, то он, прежде всего, рассказал о Фонде всестороннего развития детей и молодежи "От Винта!", который выступает организатором фестиваля "АртПром", а затем перешел к главной теме доклада "Университет и дизайн – от проектирования до системы управления организациями".

Проректор МФТИ выстроил свое выступление на анализе опыта креативных команд Физтеха, причем не столько в том, как создавать инновационные разработки, сколько в том, как сделать их успешными на рынке, известными широкому кругу потребителей. А в этом невозможно добиться успеха, не владея предпринимательскими компетенциями. В этой связи Григорий Андрущак напомнил о запуске Физтехом в 2022 году программы по развитию у студентов предпринимательских компетенций и об участии в ней Самарского университета им. Королёва.

Второй важнейший фактор успешного вывода разработки на рынок – наличие креативной команды, включающей в себя не только инженеров-разработчиков, но и финансистов, специалистов по продвижению и по другим направлениям.

"Если нет серьезной команды, про большой проект – инженерный или какой-то иной – думать бесполезно! И обязательно нужен лидер. По-хорошему, одержимый идеей, который продвигает проект, который продвигает все! Это касается чего угодно: и фестиваля "От винта!", и фестиваля "АртПром", и Самарского университета им. Королёва, и его ректора, который занимается этим каждый день", – констатировал Григорий Андрущак.

Сегодня Международный фестиваль креативных технологий "АртПром" продолжает работу на основных площадках.