Северный Урал – один из самых известных туристских районов нашей страны. Однако, к сожалению, такую известность он приобрёл не из-за сногсшибательных видов на горы, а из-за трагической гибели группы Игоря Дятлова. Именно в этих местах и пролегал маршрут нашего похода.
А мы едем за туманами и за запахом тайги
Мы стартовали в наше двухнедельное путешествие со стоянки Ауспия.
Первый день на маршруте не задался: у одного участника возникли проблемы с поясом рюкзака, из-за чего весь вес ложился на плечи и идти было очень тяжело, а у руководителя порвалась лямка рюкзака. Пришлось срочно чинить. Нашему продвижению сопротивлялась и тайга: леса Северного Урала – не самое простое для ходьбы место с извилистыми и заболоченными тропками, плюс жара и эскадрильи таёжного воздушного флота комаров и прочих мошек. Радовало то, что дорога вилась вдоль реки Ауспия, позволяла легко пополнить запасы воды. А вода в горной реке невероятно вкусная и освежающая. Закончился второй день на стоянке Вилка-Ложка, хотя изначально планировалось пройти дальше.
Легендарный перевал
День начался с моросящего дождя. Ну какой поход без дождя? Добравшись до стоянки Кедр, пусть и с опозданием, мы убедились в том, что решение остаться ночевать на Вилке-Ложке было правильным, стоянка была усыпана палатками.
И вот наконец подъём на Главный Уральский хребет. Тропа не была простой, но немного порадовала нас вкусными горными ягодами. Мы добрались до перевала, где и произошла печально известная гибель группы Игоря Дятлова. Погода – прохладная и туманная – придала месту атмосферу таинственной недосказанности, которая уже так давно сопровождает трагедию. А вот вид с перевала порадовал. Все особенности рельефа этих мест, все волны зелени, перемежающиеся с серыми каменистыми склонами, были одновременно скрыты, сглажены и подчёркнуты толстым одеялом тумана.
Встали лагерем мы в некотором отдалении от родника. Внизу, рядом с ним, местность была очень заболоченной, а наверху нас пробирал ветер. Это была, наверное, самая холодная ночёвка за весь поход. Также, в отличие от тайги, в самих горах с водой дела обстоят куда хуже. Хорошо, что у нас были канистры и они не были пустыми.
Гора Отортен
Далее перед нами встала непростая задача: подъём на горную вершину Отортен. Сложность состояла в том, что передвигались мы по большим камням – курумнику, – которые то и дело двигались под нашим весом. Любой неосторожный шаг мог кончиться весьма плачевно.
Само название вершины возникло в результате ошибки ещё в Советском Союзе и является искажённым названием горы Вот-Тар-тан-Сяхыл, которая находится севернее Отортена. Коренной же народ этих мест, манси, называет вершину Лунт-Хусап, что можно перевести как «Гусиное гнездо».
Несмотря на то что спуск с Отортена оказался даже более сложным, наша группа успешно с ним справилась и встала лагерем у речки Тумпъя. Стало очевидно, что с каждым днём наше отставание от плана нарастало.
На что похожа гора Щебёнка?
Следующей точкой нашего путешествия стала гора Щебёнка. У её подножья мы заночевали в горном модуле – небольшой металлической будке с четырьмя койками и печкой. А вот дров поблизости не было! Хорошо, что ночи были не слишком холодными.
Само название горы оказалось на удивление содержательным, ведь издалека она действительно была похожа на огромную кучу щебня.
Плато Маньпупунёр
Наш маршрут завершался на знаменитом плато Маньпупунёр. Маньпупунёр – это геологический памятник и священное место на Северном Урале, представляющее собой семь каменных останцов высотой 30–42 метра. С языка манси название переводится как «малая гора идолов», а в народе эти столбы называют «мансийскими болванами». Столбы образовались в результате избирательного выветривания древних горных пород и считаются одним из «семи чудес России». Мы испытали тонну эмоций от такого знаменательного момента.
Чтобы наверстать время, решили на обратном пути обогнуть Отортен. В результате пришлось в тот день пройти двадцать один километр вместо привычных пятнадцати. К счастью, уже очень скоро мы снова оказались в точке старта, откуда до дома оставалось уже совсем немного.
Егор Головков, студент института информатики и кибернетики
Фото предоставлено автором