Самарский университет вновь стал площадкой для профессионального диалога между школой и вузом. Кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью провела Третий региональный методический марафон "День словесника".
В пятницу 28 ноября 2025 года на базе Регионального центра развития публичной дипломатии и международных отношений имени Е.М. Примакова и Межвузовского гуманитарного музейного центра состоялась встреча словесников. В этом году мероприятие официально приобрело региональный статус: состав спикеров расширился благодаря участию представителей областных образовательных организаций, в частности ОЦ "Южный город". Встреча традиционно объединила преподавателей вуза, школьных учителей и студентов – будущих педагогов, создав пространство для живого диалога между школой и университетом. На участие в мероприятии подали заявки 34 учителя из 21 образовательной организации Самарской области, а также представители самарских музеев. Открытие марафона подчеркнуло главную цель встречи: выстраивание живого диалога с классикой и поиск новых подходов к современному ученику.
Первая часть программы была посвящена сообщениям преподавателей университета, которые предложили новый взгляд на привычные темы. Заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Л.Г. Тютелова рассказала о трансформации образа подростка в драматургии – от "розовских мальчиков" до героев современных пьес, ищущих себя через экзистенциальный выбор. И.И. Коган затронула важные аспекты подростковой поэзии и феномены "мамацентризма" и "папацентризма" в литературе, а к 100-летнему юбилею Ю.В. Трифонова К.А. Сундукова провела обзор тем и мотивов его прозы, направленный на актуализацию творчества писателя. Е.Н. Сергеева познакомила участников с технологиями использования Национального корпуса русского языка, а профессор Г.Ю. Карпенко погрузил слушателей в мотивную структуру романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".
Особый интерес вызвал блок мастер-классов, где своим опытом делились практикующие учителя-словесники, а участники смогли почувствовать себя в роли учеников. Заведующая кафедрой русского языка и литературы Лицея №1 "Спутник" В.А. Николаева продемонстрировала элементы сингапурской системы обучения в рамках мастер-класса по развитию "навыков 4К" (коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности). На мастер-классе от ОЦ "Южный город" А.В. Карягина и К.С. Захарченко предложили освоить на практике трансмедийные технологии. Выполняя задания, участники записывали аудиоподкасты, вели страницы персонажей "ВКонтакте", перекладывали рассказы Антона Чехова на язык басни, рисовали комиксы, раскрывающие внутренний мир героев, а также обсуждали в микро-группах творчество Николая Гоголя и Александра Пушкина. В программе марафона также участвовали партнёры университета – Самарский областной художественный музей, филиал Третьяковской галереи и Планетарий Самарского университета, продемонстрировавшие возможности интеграции музейного пространства в урок литературы.
Завершился марафон круглым столом на тему "Чтение как событие и со-бытие", модератором которого выступила доцент кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета, к. филол. н. Т.В. Журчева. В дискуссии приняли участие преподаватели кафедры, педагоги-словесники и студенты 1–4 курсов направления "Педагогическое образование (Русская филология)". Участники обсуждали, как сделать чтение классического произведения значимым личным событием для современного подростка и нужно ли учитывать его реальный круг чтения. Звучали истории студентов о том, как они сами пришли к любви к книгам. Итогом разговоров стал вывод: "со-бытие" – это взаимопроникновение мира художественного и мира человеческого, и учитель способен создать это на уроке через доверительную беседу, удивление и искренний интерес к личности ребёнка.
"День словесника" подтвердил, что преподавание литературы – это живой, постоянно меняющийся творческий процесс. Методический марафон стал для участников не просто набором лекций и практик, а тем самым "со-бытием", объединившим профессиональное сообщество региона и позволившим представителям школ "выйти из информационного вакуума", "получить вдохновение", "обменяться опытом" и даже предложить студентам выпускного курса трудоустройство. Учителя и будущие педагоги унесли с собой не только конкретные инструменты – от использования цифровых корпусов языка до создания школьных подкастов, – но и понимание того, как сохранять актуальность классики в современном мире. Диалог между школой и вузом продолжится, открывая новые перспективы для филологического и педагогического образования в Самаре.
Текст: студентка 4 курса П.А. Давыдова, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью К.А. Сундукова
Фото: Елизавета Семенкина, фотоклуб "Иллюминатор"
Теги: факультет филологии и журналистики, кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью, конкурсы, образование, студенту, сотруднику, мастер-класс, центр Примакова.
RU
EN
CN
ES 