федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Сцена как терапия" Или почему первокурсники идут в творчество, а залы – ломятся от зрителей

"Сцена как терапия" Или почему первокурсники идут в творчество, а залы – ломятся от зрителей

Самарский университет

Интервью Марии Резниченко газете "Полет"

Резниченко Мария Интервью УВР отдел культурно-массовой работы Полет (газета) студенту бортжурнал СТЭМ
24.12.2025 1970-01-01

Этой осенью в нашем университете состоялось рекордное количество творческих событий – 21 концерт с участием первокурсников в рамках фестиваля СТЭМов и студенческих дебютов институтов и факультетов. И если за кулисами кипела жизнь, то в зрительном зале яблоку негде было упасть. О причинах такого ажиотажа, новых трендах в студенческом творчестве и его глубинной роли мы поговорили с Марией Резниченко, начальником управления внеучебной работы.

– Мария Геннадьевна, в чем секрет такого невероятного интереса к концертам? Кажется, этот ажиотаж нарастает год от года.

– Во-первых, у нас появилась понятная система: порядок, правила и прозрачная оценка. Это придает ребятам уверенности. Движение охватывает все больше людей благодаря прекрасной работе наших сотрудников – сначала Регины Ивановой, теперь Ксении Моториной. Ребята сами все организуют: репетируют, создают декорации и костюмы, убирают зал после выступлений. Их творчество не встречает резкого отторжения или жесткой критики, они чувствуют себя востребованными.

И это заметили все. На концерты и раньше приходили деканы, директора институтов, сотрудники с кафедр. Но сейчас это видно особенно ярко. Я знаю очень немногих руководителей, кто не посещает выступления своих студентов. Есть и такие, кто выходит на сцену вместе с ними. Такая поддержка со стороны администрации и педагогов невероятно воодушевляет ребят. В результате – зал полон на каждом концерте. А артисту, поверьте, гораздо приятнее играть для полного зала.

– Вы говорите о массовости на сцене. А что происходит в самом зале? Какая там атмосфера?

– Мое ощущение: люди приходят не только и не столько за сюжетом или чтобы оценить мастерство. Они приходят поболеть за своих. Приобщиться к своей команде, своему институту, к своим друзьям. Зрители активно поддерживают тех, кто на сцене. Если что-то идет не так, они не освистывают, а наоборот, подбадривают аплодисментами.

Граница между залом и сценой стирается. Это как один большой коллектив, где у всех разные роли: одни играют и поют, другие создают декорации, третьи – поддерживают в зале. Формируется настоящее единство. Причем не только внутри института – приходят родители, студенты других факультетов, участники других творческих коллективов. И все становятся частью этого действа.

– Чем это отличается от обычного похода в театр?

– Кардинально. В традиционном театре артист отыгрывает и уходит, зрители смотрят и расходятся. У нас после финальных аккордов движение начинается не к выходу, а к сцене. Чтобы обнять, поздравить, порадоваться вместе. Это уникальное ощущение общего пространства, где все собрались, чтобы насладиться общением и разделить эмоции. Это и есть главное отличие современных студенческих концертов.

– А как же соревновательный дух? Ведь это все-таки конкурсы.

– Система оценки меняется. Например, в этом году СоцГум отказался от оценки концертов факультетов в целом, оставив только личные номинации. Это мудрое решение, которое убирает нездоровую конкуренцию. По моим ощущениям, здесь никто ни с кем не соперничает. Здесь просто радуются за других: "Молодец, нашел свой путь!" И это потрясающе.

– Почему для самих студентов это так важно? Что они ищут на сцене?

– Если говорить глобально, это поиск себя и своих людей. Не все, приходя в университет, точно понимают, туда ли они попали. Сцена дает шанс выразить себя, понять и принять. Первые два курса – это время поиска, и, по-моему, ребята находят ответы на свои вопросы.

Тема самопознания, самоопределения звучит во всех мероприятиях, не только в "Студенческой весне". Она четко прослеживается в сюжетах: "Кто я?", "Какой я?", "Где мое место?". Они ищут себя, ищут друзей, понимают и принимают себя через творчество.

Еще одна причина – жажда обрести надежную дружескую опору. В наших регулярных исследованиях студенческих ценностей семья в этом году вышла на третье место. В нестабильном мире люди ищут точку опоры. И они находят ее здесь, в этом единении, когда весь зал скандирует: "СоцГум!", "ИИК!", "ИДЭУ!". Это мечта о безопасности, потому что человек по-настоящему чувствует себя защищенным именно в коллективе, которому может доверять.

– Что вы чувствуете, наблюдая за этим?

– Желание приходить снова и снова. Не только следить за сюжетом – хотя там есть на что посмотреть: сильные вокальные номера, интересная хореография, искренняя игра. Но важнее тот уникальный энергообмен, который происходит между сценой и залом. Человек выходит, отдает свою энергию, и зал возвращает ее сторицей. Видимо, этого творческого общения многим сегодня очень не хватает. И университет стал тем местом, где они его получают сполна.

Беседовала Елена Памурзина

Фото: фотоклуб "Иллюминатор" им. Владимира Каковкина