федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> К списку публикаций >> К содержанию сборника

УДК 629.7 : 656.71

АНАЛИЗ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЭРОПОРТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Тальский А.А., Хвостов А.А.

Научный руководитель – профессор Балакин В.Л.

Поставленная Президентом Российской Федерации В.В.Путиным задача по укреплению вертикали власти привела к созданию в России семи федеральных округов. Указом Президента РФ от 13.05.2000г. № 849 создан Приволжский Федеральный округ (ПФо) с центром в Нижнем Новгороде.

Для формирования единого экономического пространства региона необходимы развитые и надежные транспортные коммуникации, в том числе и авиационные.

В настоящее время (на 01.01.2001г.) внутри округа между региональными центрами имеются следующие транспортные авиационные связи (рис.1). Из него следует, что наиболее развита транспортными авиационными связями Самара, имеющая 13 связей с региональными центрами; за ней идут Нижний Новгород с шестью связями и Уфа, имеющая четыре связи. Остальные города имеют слабо-развитую транспортную авиационную сеть.

Анализ авиационной деятельности аэропортов ПФо проводился за первое полугодие 2000года по данным, представленным Транспортной Клиринговой Палатой Федеральной авиационной службы России. Для анализа деятельности аэропортов на внутренних линиях были исследованы показатели объемов перевезенных пассажиров, груза и почты, а также количества обслуженных воздушных судов (ВС).

По количеству перевезенных пассажиров первое место занимает Самара (286831 пассажир), второе место – Уфа (257479 пассажиров), третье – Пермь (66076 пассажиров). Далее идут Саратов, Казань, Оренбург, Нижний Новгород, Ульяновск, Чебоксары, Йошкар-Ола.

По объему прямого транзита Самара занимает третье место (16419 пассажиров), уступая Казани (17035 пассажиров) и Уфе (16902 пассажира). Далее идут Нижний Новгород, Йошкар-Ола, Оренбург, Пермь, Саратов, Ульяновск, Чебоксары.

 

По количеству отправленных-принятых воздушных судов первое место занимает Самара (обслужено 5341), далее идут Уфа (4790), Казань (3518), Оренбург (3192), Пермь (2610), Нижний Новгород (2542), Саратов, Ульяновск, Чебоксары, Йошкар-Ола.

По объему грузовых перевозок в округе лидирует Уфа (1069 тонн), далее идут Самара (966 тонн), Нижний Новгород (422 тонны), Пермь (348 тонн), Оренбург, Казань. Наибольший объем почты в округе отправляется через Уфу (120 тонн), далее идут Самара (94 тонны), Пермь (86 тонн), Казань (43 тонны) и Оренбург (30 тонн).

Анализ международной авиационной деятельности аэропортов, являющихся конкурентами Международного Аэропорта Самара (МАС), проводился по показателям объемов перевезенных пассажиров и грузов, а также количества обслуженных ВС. Исследовано следующее конкурентное окружение МАС: аэропорты Уфы, Казани и Нижнего Новгорода. Международные транспортные авиационные связи МАС показаны на рис.1.

По объему пассажирских отправок МАС и его рассматриваемое конкурентное окружение охватывают 7,66% общероссийского рынка авиаперевозок, причем МАС занимает первое место (45491 человек), далее идут Казань (28732 человека), Уфа (16708 человек), Нижний Новгород (14449 человек).

По общему объему грузовых отправок лидирует Нижний Новгород (609 тонн), далее следуют Казань (493 тонны), МАС (450 тонн), Уфа (360 тонн).

По количеству обслуженных ВС на МАС и его рассматриваемое конкурентное окружение приходится 9,2% от общего количества всех обслуженных ВС в российских аэропортах. Первое место занимает Самара (1336 судов), далее идут Казань (576 судов), Уфа (504 судна), Нижний Новгород (388 судов).

Как показывает мировой опыт, многие авиакомпании пересмотрели сеть своих авиалиний с позиции “ступица-спицы” – “hub and spokes”. Под “хабом” (“ступицей”) подразумевают стратегически расположенный аэропорт или транспортный узел, используемый как пункт трансфера для пассажиров, путешествующих от одного населенного пункта до другого в регионе, окружающем “хаб”. В “хабе” авиапассажир может осуществлять пересадку с одного воздушного судна на другое как по внутрироссийскому направлению, так и по направлениям на страны СНГ и дальнее зарубежье. Клиент также может следовать транзитом через аэропорт, то есть не

осуществляя пересадку с одного воздушного судна на другое. Авиакомпании развивают схему “ступица-спицы”, потому что она позволяет им обслужить гораздо большее количество рынков, чем они могли бы обслужить с тем же авиапарком, если бы они предложили только прямой (схема “point to point”) вид обслуживания.

В первом полугодии 2000 года МАС сохранил 7-е место в рейтинге по объему обслуженных пассажиров, уступив Москве (Шереметьево), Москве (Внуково), Москве (Домодедово), Санкт-Петербургу, Новосибирску и Екатеринбургу.

Нижеперечисленные факторы:

-МАС находится на пересечении воздушных трасс из Европы в Азию и на Дальний Восток;

-сложившиеся сети воздушных линий и значительный неиспользованный потенциал межрегиональных воздушных линий РФ, 68% которых эксплуатируется одним перевозчиком – авиакомпанией “Самара”;

-наличие в структуре воздушных линий аэропорта регулярных международных воздушных линий;

-наличие спроса на высококачественные перевозки населения городов в радиусе 650км от Самары;

-наличие у МАС конкурентного преимущества, связанного с функционированием зала международного транзита, а также проведенный ранее анализ состояния внутренних и международных авиаперевозок в ПФо показывают перспективность формирования регионального транспортного узла (“хаба”) в Международном Аэропорту Самара.