федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Руководитель работ д.т.н. Фалалеев С.В.

Важность решаемой проблемы обусловленанеобходимостью создания высоконагруженныхвысокоресурсных уплотнительных узловтурбомашин различного назначения. Цель исследования: создание методологиипроектирования и технологии изготовленияуплотнительных устройств с низким трением сиспользованием газо- (гидро-) динамическихэффектов.
Для достижения поставленной целиразработана методика проектирования,программные комплексы, технологияизготовления, опытные образцы перспективныхуплотнительных устройств.

Разработанные конструкции уплотни-тельных узлов нашли применение в авиа-двигателестроении (ОАО “СНТК имениН.Д.Кузнецова”), в химической (ОАО«Синтезкаучук») и газовой (ООО«Саматрансгаз») отраслях промышленности.

Направления дальнейших иссле-дований:
§ применение нанотехнологий дляснижения трения в уплотнении припуске и останове турбомашины;
§ разработка метода проектированияуплотнительных узлов с высокимирабочими характеристиками (давлениедо 20 МПа, частота вращения ротора –до 50 000 об/мин, температурауплотнительной среды – от 20 до700К).


Торцовое уплотнение со спиральными канавками


Топография поверхности трения салмазным покрытием


Распределение давления в районе газодинамической канавки